№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
301 | Исследуются базовые техники ушу китайских и российских клубов (на примере г. Красноярска). Рассмотрев основные аспекты данной проблемы, делается вывод, что применение базовой техники учебной российской модели у спортсменов 8-12 лет, занимающихся ушу, ведет к недостаточно эффективному результату при выступлениях на соревнованиях. Поэтому сравнительный анализ базовых техник ушу послужит примером для тренировок в российских учебных клубах, а также распространению интернационализации ушу и улучшению физической подготовленности спортсменов. Ключевые слова: базовые техники ушу, спортсмены ушу 8–12 лет, учебная модель | 1349 | |||||
302 | Рассмотрены характерные проявления расстройств аутистического спектра, трудности включения учащихся, страдающих аутизмом, в учебную деятельность. Описана зависимость коэффициента интеллекта от формы аутизма, дезинтегративность когнитивного развития в познавательной сфере. Представлен опыт работы с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра в общеобразовательных школах г. Северска Томской области: индивидуальный учебный план, включающий варианты обучения в классе, индивидуально и дистанционно; практические приемы по созданию условий для ситуаций общения; организация гибкого режима психоэмоциональных нагрузок; способы снятия напряжения. Положительная динамика социального развития младших школьников с расстройствами аутистического спектра подтверждена результатами анализа учебных планов, портфолио, биографических данных обучающихся. Ключевые слова: младшие школьники, расстройства аутистического спектра, общеобразовательная школа, социализация, гибкий учебный план, создание ситуаций общения, вербализация контактов | 1348 | |||||
303 | Рассматриваются вопросы современного образования и его регионализация. Раскрыты отдельные направления совершенствования университетского образования в подготовке выпускника как компетентного, конкурентоспособного педагога. Определено, что университеты способны оказывать ведущее влияние на социально-культурное развитие образования в регионе. Представлен авторский взгляд на критерии выделения университета как системообразующего компонента в структуре региональной образовательной системы: конкурентоспособность на российском и региональном профессиональном педагогическом пространстве, опорный центр влияния на общеобразовательные школы, способность быть базовым основанием научно-педагогического инновационного образовательного потенциала региона, наличие фундаментальных условий для формирования системы непрерывного педагогического образования. Ключевые слова: региональная образовательная система, университет, общеобразовательная школа, самоопределение, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, ценностные ориентации | 1348 | |||||
304 | Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра как социальнопрофессионального качества осуществляется в процессе учебно-профессиональной деятельности, представленной совокупностью различных профессионально-культурных практик. Уточнено понятие «нравственная ответственность будущего бакалавра», определены ее структурные элементы – кластеры, в соответствии с которыми разработана педагогическая диагностика изучения сформированности нравственной ответственности будущих бакалавров. Приводится описание оценочно-диагностического инструментария изучения сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик. В качестве критериев выделены духовный, интерактивный, творческий, регулятивный и описаны уровни сформированности нравственной ответственности будущего бакалавра в положительном модусе их проявления (индифферентный, неустойчивый и устойчивый). Ключевые слова: нравственная ответственность будущего бакалавра, кластеры нравственной ответственности, критерий сформированности, уровень сформированности, оценочно-диагностический инструментарий | 1347 | |||||
305 | Подчеркивается актуальность процесса развития информационной компетенции личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Как субъект деятельности личность в современном smart-обществе приобретает важные компетенции: готовность к сетевому взаимодействию на основе цифровых трендов с обозначением в нем субъект ного опыта, способность порождать и поддерживать онлайн-контент как самостоятельный и активный субъект, способность осуществлять качественную навигацию по информационно-коммуникационным технологиям, основанную на возможности выражения субъектом деятельности опыта их использования. Данные способности характеризуют составляющие информационной компетенции личности. Процесс развития у личности данной компетенции с позиций субъектно-деятельностного подхода заключается в непрерывном сопровождении субъекта деятельности по smart-технологиям в smart-обществе через понимание, рождение собственных смыслов, обогащение субъект ного опыта развития информационной компетенции личности. В контексте smart-общества субъекту деятельности присуща готовность актуализировать личностный потенциал, субъектный опыт, информационную компетенцию, информационную культуру. Под информационной компетенцией личности как субъекта деятельности можно понимать способность умножения природных, духовных, профессиональных, культурных и индивидуально-личностных возможностей в smart-обществе. Ключевые слова: информационная компетенция личности, субъект деятельности, субъектно-деятельностный подход, smart-общество, цифровые тренды | 1347 | |||||
306 | Обосновывается положение о возрастающем значении социокультурного образования в условиях духовно-нравственного кризиса, кризиса культуры и воспитания в российском обществе и необходимости его модернизации и повышения качества подготовки специалистов, востребованных временем. В поисках решения этой проблемы была разработана и апробирована «Модель преподавателя вуза культуры и искусств в условиях реализации компетентностного подхода». Разработанная модель – педагогическая, компетентностная, которая служит для формирования эталона, характеризующего качества субъекта образовательного процесса, которые должны быть обязательно сформированы для обеспечения успешности его дальнейшей профессиональной деятельности [1]. Ключевые слова: модель, педагогическая модель, компетентность, компетенция, уровни содержания образования, интегративные методы обучения, социально-культурная компетентность, профессионально-педагогическая компетентность | 1345 | |||||
307 | Представлено осмысление психолого-педагогического значения автобиографической прозы для профессиональной подготовки воспитателей и учителей начальных классов. Выявлена и обоснована необходимость интеграции предметов «Психология» и «Детская литература». Интеграция вносит новые формы диалога и общения в учебный процесс вуза, углубляя представления о формировании «Я-концепции» ребенка средствами литературы, средствами «историографии души». Точками пересечения являются возрастные особенности детей, работа с родителями по самовоспитанию, фактор наказания в формировании личности ребенка. Выявлена и обоснована необходимость подготовки будущего воспитателя и учителя начальных классов вдумчивым, умеющим читать и анализировать художественные тексты, интегрирующим приобретенные знания по литературе и психологии. Достоинство интеграции в объяснительной функции психологии: она помогает выявить причины, факторы, играющие важную роль в понимании возрастной группы, дает объяснение поведению героя, погружая средствами литературы в переживания героя, и способствует извлечению опыта, необходимого будущим воспитателям и учителям для работы как с детьми, так и с их родителями. Ключевые слова: нравственное воспитание, развитие, дети дошкольного возраста, интеграция литературы и психологии, родители, метод интроспекции, семья | 1344 | |||||
308 | На основе четырех последовательно выполненных логических ограничений, а именно анализа необходимых и достаточных условий положительной направленности с учетом требований соответствующих методологических подходов и рассмотрения понятий на пересечении педагогических и организационных контекстов, представлен анализ понятия «организационно-педагогические условия» и дано его определение в контексте процесса формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа научно-методической литературы и существующих методологических подходов авторами выделены три группы организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования. Ключевые слова: подготовка бакалавров по физической культуре, организационно-педагогические условия, организационно-управленческая компетенция | 1342 | |||||
309 | Приведены результаты анкетирования студентов заочного отделения факультета дошкольного и начального образования Томского государственного педагогического университета, в рамках которого выяснялось отношение респондентов к проблеме организации наставничества в образовательных учреждениях. Выясняется, какие факторы влияют на то, чтобы молодой педагог остался в профессии; какие формы работы с молодыми педагогами используются чаще всего; какими профессионально-личностными качествами должен обладать педагог-наставник. Делается вывод, что мнения респондентов о качествах наставника позволяют сгруппировать их в психологический «треугольник противостояния» (эмпатия, коммуникабельность, требовательность) и педагогический «треугольник взаимодополнительности» (опыт, умение учить, исследовательские качества). На основании этого делается вывод о том, что деятельность педагога-наставника представляет соорганизацию разных моделей организации совместной деятельности с подопечным: авторитарной, лидерской, партнерской. Ключевые слова: анкетирование, молодой специалист, наставник, сопровождение, совместная деятельность, качества наставника | 1342 | |||||
310 | Разработка проблем, связанных с актуализацией богатейшего историко-педагогического наследия российских регионов, сохраняет высокую значимость как направление научного поиска. Делается попытка восполнить имеющийся информационный пробел в истории развития частного образования в Иркутске. В научный оборот вводятся ранее неизвестные материалы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве и Государственном архиве Иркутской области. Рассматриваются организационно-педагогические аспекты деятельности национальных школ, которые содержались в середине XIX – начале XX в. частными лицами, религиозными общинами (медресе, еврейское, евангелическо-лютеранское, римско-католическое начальные училища), национальными обществами (латышская и армянская школы) и были заметным явлением в городском образовательном пространстве. Раскрываются вопросы финансирования школ, проблемы взаимодействия учредителей с местной администрацией и комплектования педагогического состава. Основное внимание уделено организации образовательного процесса. Дана характеристика содержания образования, приведены примеры форм воспитательной работы, приобщения детей к национальным традициям и обычаям. Ключевые слова: история частного образования, частное образование, частная национальная школа, образовательный процесс, приобщение к национальным традициям, Иркутск, Иркутская губерния | 1342 | |||||
311 | Рассматриваются отдельные особенности концептуального видения современного образования. На основе сравнительного контекста философских позиций и традиционного понимания образовательного пространства описаны: понимание образовательного пространства как пространства феноменального, сущностное отношение к содержанию образования и его организации; содержание образования описано через совокупность характеристик, исследование которых позволяет определить отдельные векторы становления нового формата образовательного пространства. Традиционное образование описано через институциональный план образования, его социокультурную и историческую детерминированность, воздействующую на открытость образовательного пространства, что находит отражение в формировании содержательного аспекта. Представлен анализ различных позиций формирования и проектирования содержания образования, в частности, на его личностно-ориентированный и предметный аспекты; акцентно описана позиция отношения к собственно предметному плану образования как к трансцендентальной сфере, а не фиксату учебного материала как бы ни был широк его предел; оценочно в контексте проблемы исследования предъявлено понимание понятия «мотивация». Совокупность приведенных аргументов позволила описать актуальный формат образовательного пространства в общем виде с выделением внутренних изменений, происходящих на концептуальном уровне. Ключевые слова: образовательное пространство, институциональный план образования, содержание образования, контекст образовательной и педагогической деятельности, педагогические практики | 1341 | |||||
312 | Рассматриваются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров. Несогласованность в образовательном процессе и отсутствие четких требований мешает подготовке специалиста, способного к деятельности в современных условиях, в том числе с учетом требований региональных промышленных предприятий. Автор видит решение в создании модели профессиональной деятельности дизайнера, опирающейся на специфику местного рынка дизайн-услуг, для которого и проис ходит подготовка специалистов. Такая модель будет учитывать типы специализации и основные требования к выпускнику в области дизайна одежды. Это позволит готовить компетентного и практико-ориентированного специалиста. Ключевые слова: модель профессиональной подготовки, профессиональные требования, компетенции, дизайн одежды, рынок дизайн-услуг, типы специализации, региональные промышленные предприятия | 1340 | |||||
313 | Аргументирована актуальность необходимости оcмысления подходов к воспитательной работе в педагогических вузах. Представлены результаты анализа сайтов российских вузов на предмет обеспеченности воспитательной работы со студентами регламентирующими документами, анализа наиболее распространенных моделей воспитательной работы, студенческого самоуправления, в том числе через студенческие объединения, сообщества. Выделены основные направленности студенческих сообществ в вузах, определена их специфика в педагогических университетах, связанная с ориентированностью их на практическую профессионально-педагогическую деятельность. Обозначены дефициты функционирования моделей воспитательной работы со студентами на факультетском уровне. Обобщен 10-летний опыт организации воспитательной работы и внеурочной деятельности со студентами педагогического факультета Томского государственного педагогического университета посредством включения будущих социальных педагогов в студенческие сообщества. Представлены схемы организации студенческого самоуправления на уровне академической группы, факультетском уровне, взаимодействия студенческих сообществ факультета с другими субъектами воспитательной работы факультета и вуза в целом. Приведены примеры возможных студенческих сообществ на факультете. На примере сопоставления трудовых действий социального педагога и видов деятельности куратора студенческой группы делается вывод о ресурсности развития готовности студентов к выполнению указанных выше типов профессиональной деятельности при включении их в любое студенческое сообщество в соответствии с интересами. Обоснованы условия повышения уровня готовности студентов педвуза к решению задач профессиональной деятельности посредством построения воспитательной работы на факультете на основе моделирования деятельности студенческих сообществ. Ключевые слова: воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческие сообщества, профессиональные компетенции, включение будущих социальных педагогов в факультетские студенческие сообщества | 1339 | |||||
314 | Рассматриваются теоретические и методологические вопросы управления в много-уровневой образовательной системе. На ряде примеров рассматривается сущность понятий устойчивость, устойчивое развитие, раскрывается сущность управления устойчивым развитием образовательной системы. Приводится категориальный аппарат устойчивости систем. Ключевые слова: образовательная система, устойчивое развитие, управление, процессы, входы, выходы, педагогическая система | 1338 | |||||
315 | Рассматривается целеполагание как неотъемлемая составляющая эффективной деятельности управленческих кадров. Обосновывается необходимость развития целеполагания как ключевой компетенции современных управленцев. Приведена разработанная автором структура психолого-педагогической деятельности по развитию целеполагания студентов управленческих специальностей. Ключевые слова: целеполагание, компетенция, компетентностный подход | 1338 | |||||
316 | Актуальность проектирования и реализации новых технологий и средств организации образовательного процесса дополнительного образования является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. Степень изученности данной темы значительно отстает от запросов педагогической науки и практики. Осуществлен анализ новых технологий и средств обучения в системе дополнительного образования по следующим вопросам: достаточность нормативно-правового обеспечения их реализации и использования; примеры современной и эффективной практики реализации новых технологий и средств обучения в секторе дополнительного образования; особенности новых технологий дополнительного образования в традиционной схеме педагогических технологий и выявление их потенциальных возможностей в процессе поэтапного формирования значимых компетенций детей; определение списка наиболее актуальных новых развивающих технологий; концептуальные положения новых информационных технологий при использовании компьютера как средства обучения, в том числе в форматах цифровых образовательных платформ; сравнительный анализ применения новых технологий и средств обучения с традиционными технологиями и проявление их эффективности и актуальности в условиях нового технологического уклада. Анализируются задачи вхождения в образовательную среду новых педагогических технологий и средств обучения, а также острота проблемы несоответствия традиционных педагогических технологий производственным технологиям, уже реализуемым в современных производствах нового технологического уклада. Предлагается обоснование особенностей технологий дополнительного образования. Ключевые слова: новые технологии и средства обучения, нормативно-правовое обеспечение новых технологий и средств обучения, классификация педагогических технологий и средств обучения, информационные технологии, концептуальные положения новых информационных технологий | 1338 | |||||
317 | Рассматриваются способы использования жанрового потенциала эпистолярных текстов на уроках русского языка и словесности в школе. Обосновывается значимость жанроориентированного подхода в методике преподавания русского языка, призванного оптимизировать процессы обучения основам национального речевого этикета, культуре выражения чувств и мыслей, формирования языкового вкуса и интуиции, речевого слуха, способности чувствовать русское слово, развития интеллекта, внимания, памяти, повышения общего уровня грамотности, в целом − совершенствования коммуникативной компетентности учащихся. Ключевые слова: эпистолярный текст, эпистолярный дискурс, коммуникативная компетентность, речевая компетентность, жанр, речевой этикет, письмо как тип текста | 1337 | |||||
318 | В Монголии идет поиск путей модернизации профессионального образования. Это связанно с тем, что старая система образования не удовлетворяет новым социально-экономическим условиям: переход страны на рыночную экономику, возрождение промышленного производства, демократизация государственных структур. Поэтому актуальным является анализ и обобщение современных подходов к определению назначения профессионально-технического образования в Монголии, вопросов конструирования содержания математического образования, поиску критериев эффективности обучения и т. д. Цель исследования – выявить инновационные процессы, которые происходят в профессиональном образовании Монголии, рассмотреть возможные пути конструирования содержания математического образования, которое создавало бы условия для роста индивидуальных интеллектуальных возможностей обучающихся. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить некоторые требования к конструированию содержания математического образования в учреждениях данного типа: обучение методам математического моделирования при решении прикладных задач, учет закономерностей формирования математических понятий в процессе обучения, создание условий для развития самостоятельности студентов. Ключевые слова: профессиональное образование, назначение профессионально-технического образования, содержание образования, учебные тексты | 1337 | |||||
319 | Рассматривается вопрос актуальности формирования положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка. Особое внимание акцентируется на взаимодействии со студентами высших учебных заведений нефилологической специализации, которые профессионально не заинтересованы в изучении иностранных языков. Анализируются различные подходы к проблеме и приводятся практические примеры работы в данном направлении, взятые из личного педагогического опыта. Основной целью является определение способа формирования положительной мотивации изучения иностранного языка и оптимизации процесса обучения. Ключевые слова: положительная мотивация, саморазвитие, спонтанная речь, общение, оптимизация, педагогический опыт | 1337 | |||||
320 | Актуальность темы обусловлена растущей ролью Интернета в жизни современных детей и подростков. Рассматривается вопрос о влиянии интернет-контента, пользующегося популярностью у подростков, на степень их конфликтности и агрессии. Также уделено внимание роли педагога и проводимой работе по профилактике конфликтов в системах «ученик – ученик», «ученик – педагог» посредством информационной безопасности в образовательном учреждении. Ключевые слова: конфликтность, агрессия, информационная безопасность, образовательное учреждение, учитель | 1337 | |||||
321 | Анализируются особенности регионов Западной Сибири, сходных по уровню социально-экономического развития, ментальным установкам и составу населения, создающие возможности для формирования региональной системы образования. Отмечается, что регионализация образования является традиционной частью российской государственной политики в досоветский, советский период и в наше время. Выявляется, что характеристики таких соседствующих регионов Западной Сибири, как Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области и Алтайский край, обеспечивают сходные условия для развития образовательных систем. Их социокультурное пространство включает объединяющие региональные факторы. Общность характеристик образовательных систем указанных выше регионов позволяет говорить об их схожести и единстве социально-культурных задач. Прежде всего это обусловлено не только природно-климатическими факторами, но и единством социальных и культурно-исторических процессов, формирующих общность территорий субъектов Федерации. Развитие поликультурного образовательного пространства в Западной Сибири наиболее динамично в сфере образовательных услуг. Поликультурная образовательная среда исследованных сибирских регионов обеспечивает комфортные условия образовательного взаимодействия, в том числе в сфере оказания образовательных услуг. Отмечено восстановление доверия населения к региональному образованию, его роль в социально-экономическом развитии большинства регионов Западной Сибири. В регионах Западной Сибири отмечается определенное единство социокультурного пространства, общность социально-экономического пространства и сходство образовательного пространства, отражающихся в системе образования и особенностях ее развития. Это обеспечивает опережающее развитие сферы образовательных услуг и возможность эффективного использования дефицитных потенциалов развития образования. Ключевые слова: сфера образовательных услуг, региональные особенности развития образования, регионообразующие факторы | 1337 | |||||
322 | Аргументирована актуальность необходимости обновления концептуальных подходов к воспитанию подрастающего поколения, развитию соответствующих образовательных практик, включая разработку новых педагогических технологий воспитания, отвечающих особенностям и вызовам современного мира. Описана специфика деятельности детских и молодежных общественных объединений в современной России. Показаны особенности региональной практики детского и молодежного движения в Томской области. Обозначены актуальные направления научных исследований социально-педагогической направленности, связанные с различными аспектами развития практики детского и молодежного движения, выявленные посредством метода теоретического анализа. Обоснованы возможности образовательных программ магистратуры для реализации научно-педагогических исследований в рамках этих направлений. Представлены результаты осмысления и обобщения опыта Томского государственного педагогического университета, связанного с организацией прикладных научно-педагогических исследований (уровня научно-методической разработки) по проблеме развития региональной практики детского и молодежного движения. Ключевые слова: воспитание, социализация, детское движение, молодежное движение, детские и молодежные общественные организации, прикладные научные исследования социально-педагогической направленности | 1336 | |||||
323 | Показаны особенности ФГОС ВО подготовки инженерных кадров для дорожной отрасли России, инновационно развивающейся в направлениях проектирования, строительства, ремонта и содержания транспортных сооружений. Современные технологии проектирования, производства и применения традиционных и нетрадиционных материалов в дорожных и проектно-изыскательских организациях требуют от выпускников учебных заведений не только компетентной эрудиции в широчайшем спектре знаний, но и умения включаться в производственный процесс, имея минимальный адаптационный период. Рассмотрена причина продолжительного периода адаптации молодого специалиста к функционированию в условиях реального производства работ с учетом его особенностей (разъездной характер, изыскания или осуществление технологических процессов в поле). Отмечено, что продолжительная адаптация молодого специалиста на производстве в значительной мере связана с несовершенством учебных планов подготовки и бакалавров, и специалистов. Например, стандартно принятая продолжительность производственных практик для студентов в процессе обучения не превышает четырех недель для бакалавриата и после второго, и после третьего семестров, что явно недостаточно для освоения особенностей производственных процессов и отношений. Существенная роль в обеспечении качества подготовки студентов технического университета принадлежит организации освоения компетенций многопредметно изучаемых профильных дисциплин. Новизна излагаемого опыта обучения состоит в применении известных методов активизации познаний студентами технического вуза (пассивных, активных и интерактивных) на платформе учебного плана, предполагающего концентрированное (блочное) усвоение дисциплин, предусмотренных стандартом. Среди методов обучения, применяемых при подготовке кадров для дорожной отрасли, отражены межкафедральное взаимодействие в курсовом проектировании, сквозное семестровое проектирование, включающее этапные (семестровые) курсовые работы, проекты производства и организации работ. Приведены особенности организации освоения компетенций студентами, отличающиеся новизной и способствующие качественному выполнению функциональных обязанностей недавно окончивших технический вуз выпускников, что актуально для инновационно развивающегося производства. Ключевые слова: концентрированное обучение, цикловой метод обучения, качество подготовки, организация учебного процесса, компетенции, адаптация выпускника, модель интенсификации познания, межкафедральное взаимодействие | 1336 | |||||
324 | Ментальная репрезентация – это субъективный образ какого-либо события или оперативная форма ментального опыта. По мере изменения ситуации изменяется и ментальный опыт. Описан алгоритм подбора учебных задач, а также набор методов психодидактической направленности развития ментальных репрезентаций и репрезентативных способностей: метод подбора задач и метод создания индивидуальных ментальных карт. Метод подбора представлен четырьмя основными типами задач: первый тип выбирается преподавателем для работы с обучающимися с низким уровнем учебно-познавательного опыта и включает в себя тренировочные упражнения, а также приемы развития познавательного интереса и умений саморегуляции с помощью учителя. Второй тип задач представлен учебными текстами, работа с которыми позволяет создавать ментальные репрезентации, а также формирует умение рефлексировать. Третий тип задач предполагает проверку умения дополнить тезаурус новыми способами учебной деятельности. Четвертый тип включает задачи на творческое применение знаний обучающимися. Метод создания индивидуальных ментальных карт предполагает формирование умений на более высоком уровне. В основе этого метода лежит деятельность по созданию ментальных репрезентаций и применению приемов рефлексии в учебной деятельности. Ключевые слова: ментальная репрезентация, индивидуальная ментальная карта, учебный текст, активизация познавательной деятельности, метод подбора задач, метод создания индивидуальных ментальных карт | 1334 | |||||
325 | Представлены результаты теоретического осмысления проблем этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи через традиционный русский народный танец. Рассмотрены вопросы преподавания народно-бытовой хореографии на современном этапе развития общества и возможности обучения русскому народному танцу с опорой на междисциплинарную интеграцию дисциплин, позволяющих насколько возможно полно охватить танцевальный фольклор в контексте традиционной народной культуры как сложное и многомерное явление. Ключевые слова: народно-бытовая хореография, этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура | 1333 | |||||
326 | Изменение привычных представлений и сложившихся ценностных ориентаций естественно-научного образования, характерных для современной России, требует особого внимания к становлению нравственного ядра личности студента. Существенное место в формировании учащейся молодежи с выраженной нравственной индивидуальностью принадлежит профессиональным образовательным организациям и педагогу. По мнению авторов, усиление нравственного аспекта целей и задач естественнонаучного образования (за счет обновления содержания учебных курсов естественнонаучного цикла по схеме: информирование → моделирование → организация → применение) позволит сформировать у обучающихся нравственные взгляды и убеждения антиэкстремистского характера. Ключевые слова: студенты СПО, элементы экстремистского характера, содержание дисциплин естественно-научного цикла | 1333 | |||||
327 | Учебная миграция рассматривается как один из инструментов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. На основе интервью со студентами-участниками академического обмена составлена сравнительная таблица образовательных подходов двух стран. Исследуются механизмы адаптации студентов к иной образовательной среде. Ключевые слова: учебная миграция, содержание, формы организации образовательной деятельности, компетенции, социокультурная адаптация | 1332 | |||||
328 | Рассматриваются возможности построения разных моделей процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. При проектировании учебного курса по иностранному языку специалистов нужно ориентироваться на конечную цель и решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов. Предлагаемые нами модели могут быть реализованы в процессе подготовки будущих инженеров и архитекторов. Применяя метод моделирования, мы полагаем, что исходная модель в процессе обучения будет варьироваться, дополняться, совершенствоваться в зависимости от профиля подготовки, исходного уровня студентов, особенностей их профессионального мышления и профессионального сознания. Ключевые слова: модель, процесс обучения, проектирование, профиль подготовки, лингвообразование, моделирование, профессиональная деятельность | 1332 | |||||
329 | Анализируется понятие «досуг», рассматриваются особенности его содержания на различных этапах научного исследования данной области, обращается внимание на отношение с понятием «свободное время», описываются вероятные противоречия в сфере досуга, указываются способы их разрешения. Обоснована возможность использования досуга в профессиональном воспитании военнослужащих, предложен общий замысел деятельности военного педагога и порядок его реализации с применением средового подхода. Ключевые слова: досуг, профессиональное воспитание военнослужащих, средовой подход | 1332 | |||||
330 | Интеграционные процессы в высшем образовании рассматриваются как поликонтектуальное явление, актуализирующееся в сфере научного знания как корневого содержательного элемента интеграционных процессов, в социально-производственном контексте как деятельностном воплощении научного знания и образовательном пространстве. Образовательная интеграция представлена как системный процесс формирования целостной совокупности компетенций выпускника как комплексного инструмента социально-профессиональной деятельности. Исследуются движущие силы, сущность, содержание и закономерности образовательной интеграции. Приводятся понятия интегративной образовательной компетенции, раскрывается ее структура и этапы формирования. Ключевые слова: высшее образование, образовательная интеграция, интегративная компетенция, структура образовательной компетенции, целевая учебная деятельность | 1331 | |||||
331 | Анализируется принцип организации инклюзивного образования, который состоит в том, чтобы разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья соответствовало образовательной среде. Дано обоснование принципа необходимости особой подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики и психологической готовности профессионально и компетентно решать проблемы детей с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. При реализации идей профессиональной и личностной идентичности педагога представлены следующие критерии: поскольку в феноменологической традиции личность предстает как уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность, а идентичность выражает самореферентность человека в логике целостной детерминации личности, исследование представлено в позиции персонологического подхода. Ключевые слова: личностная идентичность, инклюзия, дополнительное образование, готовность педагога, особые образовательные потребности | 1331 | |||||
332 | Возможности музыки позволяют эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью. Доказывая влияние музыки на формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью, необходимо организовать экспериментальное исследование. В ходе исследования выявлен первоначальный и итоговый уровни сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста, развивающихся нормально, и младших школьников, имеющих умственную отсталость. Данный вид исследования организуется до и после реализации экспериментальной программы, направленной на формирование нравственных представлений умственно отсталых младших школьников. Показаны результаты экспериментального исследования первоначального и итогового уровней сформированности нравственных представлений у нормально развивающихся младших школьников и их сверстников с умственной отсталостью и сделан качественный анализ, а также соответствующие выводы. Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, экспериментальное исследование | 1330 | |||||
333 | Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности. Ключевые слова: кадеты, мотивы, формы занятий, система физического воспитания | 1330 | |||||
334 | Рассматриваются значимость и особенности формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, автором представлена технология формирования творческой самостоятельности как совокупность методов, форм, способов, приемов обучения, в которой происходит продуманное взаимодействие участников образовательного процесса. Описываются этапы, организационно-методические аспекты и условия формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства». Ключевые слова: творческая самостоятельность дизайнеров, технология формирования, компоненты творческой самостоятельности, этапы формирования | 1329 | |||||
335 | Культура безопасности дошкольника обеспечивает сохранение его жизни, физического и психического здоровья, гармоничное взаимодействие с окружающим миром. Для воспитания культуры безопасной жизнедеятельности дошкольника используются разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, спортивные. Основным источником игровой активности является уже приобретенные опыт и знания. «Игры-защитники» обеспечивают потребность в безопасности, позволяют ребенку почувствовать себя защищенным, в ходе «игры-взаимодействия» дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, с миром. Исследовательская деятельность позволяет ребенку познавать причинно-следственные связи и осознавать свое место в системе существующих закономерностей. Ключевые слова: культура безопасности, «игры-защитники», «игры-взаимодействия», познавательно-исследовательская деятельност | 1329 | |||||
336 | . | 1329 | |||||
337 | Обоснована актуальность формирования партнерских отношений детского сада и семьи. Приведены результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению отношения и осведомленности родителей об организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, а также их отношение к здоровьесбережению детей. Охарактеризованы формы организации взаимодействия детского сада и семей воспитанников и описаны результаты внедрения и апробирования некоторых из них. Ключевые слова: партнерские отношения, проектная деятельность, взаимодействие, здоровьесбережение, формы организации | 1328 | |||||
338 | Рассмотрены исследования, описывающие и характеризующие лаосский язык, представляющие сравнение типологического строя русского и лаосского языков, констатацию трудностей обучения русскому языку лаосцев. Для детального анализа видов ошибок, их классификации и выявления системных связей был проведен эксперимент. Экспериментальной группе были предложены задания репродуктивного и продуктивного характера. Результаты представлены в прилагаемых таблицах, содержащих виды ошибок с примерами, данные об их количестве по каждому респонденту и суммарный итог. Ошибочное запоминание и воспроизведение лексики обусловлено фонетической интерференцией и механическим переносом принципа орфографии. Низкий темп расширения словарного запаса объясняется обширной синонимией русского языка, с одной стороны, и неразвитой лексической системой лаосского языка, с другой стороны. Различные проблемы с синтаксисом основываются на несовпадении фиксированного порядка слов лаосского предложения со свободным порядком слов в русском предложении, что приводит к ошибочному определению субъектно-объектных отношений. Отсюда нередко возникающее в речи учащихся неверное интонационное членение при воспроизведении текста и неверное графическое членение при написании. В итоге комплекс вышеперечисленных причин приводит к коммуникативным сбоям. Сформулированы краткие методические рекомендации в целях повышения эффективности обучения лаосцев с учетом комплекса обнаруженных причин. Ключевые слова: РКИ для слушателей из Лаоса, межъязыковая интерференция, фонетическая интерференция, механизмы формирования коммуникативных сбоев, учет родного языка, словообразовательный анализ как способ изучения лексики, связь синтаксической структуры с грамматическим | 1328 | |||||
339 | Рассматривается вопрос уникальности русского танцевального искусства и заложенного в нем воспитательно-образовательного потенциала. Эстетические, нравственные, коммуникативные навыки можно сформировать посредством изучения русского танца, но подмена подлинной русской хореографии современными западными ритмами, отказ от использования региональных особенностей значительно снижают эффект воспитания. Описаны педагогические приемы передачи танцевального опыта в естественной деревенской среде. Приведены примеры региональных отличительных форм русского танца. Дан сравнительный анализ обучения русскому танцу в традиционной культуре и современных условиях. Ключевые слова: традиционная культура, русский народный танец, региональные особенности русского танца | 1326 | |||||
340 | Раскрыта одна из тенденций сближения задач современного реформирования Вооруженных сил и профессионального военного образования, ставящих в центр военно-педагогических систем офицера как организатора процессов обучения и воспитания личного состава. Исследовано организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, состоящее в моделировании производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, реализуемой в военном вузе и транслируемой в учебно-воспитательный процесс воинских частей. Педагогическим потенциалом производственной практики выступают в этом случае междисциплинарные связи в образовательном процессе военного вуза, выполнение курсантом психолого-педагогических задач опережающего характера на базе практики, изменения в системе взаимодействия военного вуза с воинскими частями – базами практики с предоставлением курсантам возможности разрешать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части. Раскрываются пути и способы использования педагогического потенциала производственной практики, результатом чего выступает сформированность профессиональной компетентности курсантов в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта. Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, курсанты военного вуза, производственная практика, организационно-педагогические условия, моделирование | 1326 | |||||
341 | В исследовании раскрыта суть интерактивных методов обучения, способствующих становлению субъектности студентов как одного из путей реализации современных задач подготовки будущих педагогов. Охарактеризованы основные интерактивные методы, применяемые в практике преподавания: метод «Мастерская будущего», метод casestudy, метод «Дерево решений», учебная дискуссия. Также раскрыта цель интерактивного обучения, заключающаяся в создании комфортных условий обучения, при которых каждый обучающийся сможет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, что позволит ему смоделировать жизненные и профессиональные ситуации из педагогической практики, найти решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации; способствовать формированию профессиональных умений и навыков, воспитать у него гуманистические ценности, способствовать созданию атмосферы взаимодействия, сотрудничества. Ключевые слова: субъектность студента, интерактивное обучение, интерактивные методы обучения, метод «Мастерская будущего», метод case-study, метод «Дерево решений», учебная дискуссия | 1325 | |||||
342 | Констатируется стремление развивающейся экономики сохранить наиболее успешные российские научные школы, обеспечить их преемственность подготовкой нового поколения исследователей. Объясняется необходимость привлечения преподавателей и студентов к фундаментальным исследованиям. Обосновывается факт, что сформированная исследовательская компетентность студентов характеризует их субъектность и потребность в непрерывном познании и требует их обучения способам самостоятельного получения и переработки научной информации в самостоятельной исследовательской практике в рамках компетентностного подхода. Представлены компоненты исследовательской компетентности будущего педагога: теоретические знания о методах исследования, способах систематической обработки эмпирических данных, формулировании выводов и представления результатов исследования; умения применять эти знания в процессе конкретного исследования; совокупность личностных качеств самого исследователя. Доказывается, что исследовательская компетентность является интегральным личностным качеством обучающегося субъекта в виде готовности и способности к самостоятельному получению новых знаний путем переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному. Формулируется вывод о том, что данное определение может служить основой выбора стратегии формирования исследовательской компетенции будущего учителя технологии, которая будет включать: овладение специальными знаниями осуществления исследовательской деятельности, методами научного познания; развитие и принятие ценностных идеалов и качеств субъекта, способного и готового выходить за пределы имеющегося уровня системы знаний о себе и окружающем мире; практический опыт применения исследовательской компетентности в педагогической работе. Ключевые слова: исследовательская компетентность, особенности образовательной области «Технология», содержание исследовательской компетентности будущего учителя технологии, совокупность исследовательских задач учителя технологии | 1324 | |||||
343 | Показано, что интерес к научным исследованиям в области персонологии способствовал привлечению внимания психологов к изучению психологической природы литературных способностей и процессов художественного творчества писателей. Отмечается, что в настоящее время исследователи ведут поиск интегративного психологического показателя, позволяющего характеризовать личность, обладающую литературными способностями. Описывается вклад ученых в сфере разработки диагностического инструментария для изучения психологических проявлений литературных способностей и специфики литературно-художественного творчества. Показано, что разработка методов диагностики психологических особенностей творчески одаренной личности является одной из центральных проблем эмпирических исследований в области психологического знания. Российскими психологами проводится разработка психодиагностических методик для диагностики особенностей творческого мышления. Однако исследователи испытывают значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Единая обобщенная мера валидности для креативности до сих пор не установлена. Особые трудности вызывает создание психологических тестов, с помощью которых можно проводить изучение природы специальных способностей, литературно-художественной одаренности. В настоящий момент специализированных тестов для изучения литературной одаренности не разработано, поэтому задача их создания является объективно актуальной. Ключевые слова: психология способностей, психология писателя, литературные способности, литературно-художественное творчество, психологическая диагностика способностей, методы психодиагностики | 1323 | |||||
344 | В настоящее время актуальность проблемы социализации детей с легкой умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования приобретает чрезвычайную важность. В общеобразовательных организациях значительно возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается снижение коммуникативно-познавательной потребности в общении, стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, что создает существенные барьеры в межличностном взаимодействии. Представлены результаты теоретического изучения проблемы социально-коммуникативного развития, описаны особенности коммуникативной деятельности детей с легкой умственной отсталостью. Подчеркивается необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической помощи в формировании коммуникативной деятельности посредством моделирования реальных ситуаций в сюжетно-ролевых играх, которые могут быть включены в коррекционную работу модулей, способствующих социальной адаптации детей данной категории. Ключевые слова: социальная адаптация, умственная отсталость, коммуникативная деятельность, коммуникация, моделирование реальных ситуаций, социализация, социально-коммуникативное развитие | 1323 | |||||
345 | Представлен историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов вузов. В рамках данной проблемы рассмотрены ее главные аспекты и исследованы основные дефиниции, характеризующие коммуникативную компетенцию студента. Определено содержание, структурный анализ, выявлены основные компоненты (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный) коммуникативной компетенции. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов, а их интеграция способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов. Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный компоненты | 1320 | |||||
346 | Рассмотрена проблема формирования конкурентоспособного студента-дизайнера, выпускника вуза, его готовности к постоянному самообразованию, адекватной реакции на изменяющиеся реалии жизни, смене профессиональной траектории в условиях неопределенности. Уточнены определения понятий «профессиональная компетентность», «фрилансер», «компетентность». Обосновывается важность подготовки выпускника к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, усвоения определенного багажа профессиональных дизайнерских знаний. Проводится анализ профессионально важных качеств личности, предложенных экспертами на форсайт-сессиях Агентства стратегических инициатив в процессе определения совокупности вновь появляющихся профессий. На основе сравнительного анализа надпрофессиональных компетенций, предложенных экспертами, и компонентов информационно-коммуникативной компетентности как важного интегративного качества личности выпускника вуза с точки зрения повышения его конкурентоспособности обосновываются изменения процесса преподавания дисциплин профессионального блока. Приводятся результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональной компетентности посредством введения в учебный процесс программы дисциплины «Проектирование» элементов организации проектной работы профессионального дизайнера. Описываются основные отличительные признаки компетентностно-модульной программы учебной дисциплины. Определяется роль формирования профессиональной мобильности информационно-коммуникативной компетентности студентов-дизайнеров студентов вуза в обеспечении их конкурентоспособности. Описаны возможные задачи будущего, которые будут стоять перед профессионалом в области образования. Ключевые слова: креативность, целевая аудитория, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, предпринимательство, непрерывное образование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность выпускника вуза | 1320 | |||||
347 | Раскрывается проблема развития педагогического образования в региональном опорном университете на примере Новгородского государственного университета. Показано взаимодействие вуза и региона в подготовке педагога, способного осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, цифровизации экономики и образования. Раскрыт опыт сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями региона. Ключевые слова: региональный опорный университет, цифровизация образования, стратегии развития педагогического образования, взаимодействие вуза и региона, подготовка будущих педагогов в университете | 1319 | |||||
348 | Исследуется проблема эффективной профессиональной подготовки рабочих кадров, специалистов среднего звена для предприятий швейной отрасли. Пути решения этой проблемы связываются авторами с необходимостью осуществления модернизации системы среднего профессионального образования, одной их форм которой является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на компетентностной основе. Опираясь на опыт осуществления профессионального обучения в современном колледже, авторы указывают на отсутствие у контингента обучающихся мотивации к приобретению профессии, а так-же отсутствие твердых навыков преобразования учебного знания в способность решения учебных и учебно-проектных задач. Для решения этой проблемы авторами предлагаются способы реализации модульной профессиональной подготовки обучающихся по специальности 072501 «Дизайн» (в швейной промышленности), которая осуществляется в Томском колледже дизайна и сервиса. Такая подготовка предлагается авторами в сочетании с созданием психолого-педагогических условий для мотивации обучающихся к творческой проектно-дизайнерской деятельности и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в области дизайна одежды на основе продуктивного педагогического взаимодействия с обучающимися. Ключевые слова: структура профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, непрерывное образование, качество обучения, компетентностный подход, модульное обучение, целостный педагогический процесс | 1317 | |||||
349 | Рассмотрены вопросы пропедевтики формирования профессиональных компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования. Кратко охарактеризовано и уточнено понятие «пропедевтика». Определены функции пропедевтики формирования профессиональных компетенций. Изучение математики обучающимся по специальностям технического профиля должно не только давать интеллектуальное развитие, но и нести пропедевтическую функцию для дальнейшего обучения и формирования профессиональных компетенций. Изучение и анализ педагогической и методической литературы показывают, что пропедевтический, интегративный подход в профессиональной подготовке позволяет найти общую платформу предметных знаний для формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Пропедевтика формирования профессиональных компетенций может быть реализована на основе проектно-исследовательской деятельности и включением в содержание учебной общеобразовательной дисциплины профессионально ориентированных задач. Это позволяет осуществлять пропедевтику формирования профессиональных компетенций, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и проявлять устойчивый интерес к будущей профессии. Приведены примеры исследовательских проектов. Ключевые слова: пропедевтика, профессиональные компетенции, компетенция, среднее профессиональное образование, математика, профессионально ориентированные задачи, проектно-исследовательская деятельность | 1317 | |||||
350 | Рассматривается влияние инновационного развития образования на изменение задач методической подготовки студентов в педагогическом вузе, обусловленное гуманитарным подходом к образованию, выделением в качестве предмета педагогической деятельности на уроке организации совместной деятельности с детьми и ее методического сопровождения, появлением различных образовательных практик в начальной школе, потребностью в учителе, владеющем исследовательской компетентностью и готовом к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационное развитие образования, совместная деятельность, методическая подготовка | 1316 |