Научно-педагогическое обозрение
RU EN






Сегодня: 13.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
EBSCO
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Страница 10 из 25

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
451

Корытова Галина Степановна РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 151-160

Анализируется научный вклад сотрудников и преподавателей психологии Бурятского государственного педагогического института (в настоящее время – Бурятского государственного университета) в становление и современное состояние высшего психологического образования в Восточной Сибири. Хронологически представлено содержание основных этапов истории развития социально-психологического факультета Бурятского государственного университета от момента организации кафедры педагогики и психологии в 1932 г. до настоящего времени. Прослеживаются судьбы и биографии первых преподавателей психологии, внесших наиболее заметный вклад в организацию преподавания психологических дисциплин в вузе. Обозначена роль известных российских ученых из центральных вузов и ведущих психологических учреждений страны (научных руководителей аспирантов, научных консультантов докторантов), при поддержке и помощи которых во второй половине ХХ в. осуществлялась подготовка специалистов высшей квалификации для ведущего вуза Бурятии. Показано, что по истечении более полувека заложенные первыми преподавателями образовательные и научные традиции обучения психологическим дисциплинам достойно продолжаются новыми поколениями вузовских педагогов – выпускников социально-психологического факультета Бурятского государственного университета при организации образовательного процесса на профильных кафедрах и факультетах психологии сибирских и российских вузов.

Ключевые слова: история образования, психологическое образование, Восточная Сибирь, Бурятский государственный педагогический институт, Бурятский государственный университет, кафедра психологии, преподаватель психологии

1271
452

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 117-124

Раскрывается необходимость вовлечения студентов в организацию педагогического исследования с точки зрения понимания ими смысла организуемой деятельности, участия в построении темы, проблемы и нахождения способов ее решения. Существующая практика обучения студентов педагогическому исследованию основывается на изучении ими теоретических основ, знание которых не позволяет им действовать в реальной ситуации при подготовке выпускной работы. На основе проведенного исследования и анализа практики выполнения студентами выпускных работ обозначена проблема в организации студентами педагогического исследования, обусловленная формальным выполнением шагов исследовательской деятельности, отсутствием заинтересованности в исследовании как способе построения смысла педагогической деятельности. Обозначены причины появления студенческих затруднений в выполнении выпускных работ, представлен авторский вариант подготовки студентами исследовательских работ. Представлена технология вовлечения студентов в построение исследовательских шагов по осмыслению темы на основе феноменологического описания, формулировке проблемы исследования в результате анкетирования и интервьюирования с участниками образования, поиску способов ее решения в процессе организации педагогического эксперимента.

Ключевые слова: исследование, выпускная работа, понимание темы, построение проблемы, экспериментальная работа

1271
453

Полякова Лариса Октябревна ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМ ТУРИЗМОМ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 59-65

Рассматриваются составляющие волевой активности студентов, занимающихся экстремальным видом деятельности – спортивным туризмом: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость. Проводится сопоставление этих качеств с аналогичными показателями в группе студентов, занимающихся игровыми видами спорта, – волейболом и баскетболом. Показано, что экстремальная спортивная деятельность создает условия для более интенсивного формирования волевой активности личности спортсменов и ее компонентов – инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости.

Ключевые слова: экстремальная деятельность, спортивный туризм, студенты, волевая активность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость

1271
454

Кондакова Ирина Владимировна, Долгошеева Елена Владимировна, Корякина Галина Александровна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 16-24

Рассматривается вопрос организации проектной деятельности в начальной школе как личностно ориентированной технологии, объединяющей в себе различные подходы, методы, методики. Даны характеристики основных сложностей, возникающих в процессе организации проектной деятельности, которые заключаются в неумении младших школьников, в связи с психолого-физиологическими особенностями развития, действовать самостоятельно и стремлении учителей давать прямые инструкции, подавлять и сдерживать инициативу обучающихся. Наиболее существенным фактором в процессе организации проектной деятельности с младшими школьниками является использование творческого, личностно ориентированного подхода, так как реализация каждого проекта предполагает наличие сотрудничества обучающегося и учителя, их сотворчества и совместного исследовательского поиска. Выделены и охарактеризованы основные проектные умения, сформированность которых свидетельствует о возможности успешной организации проектной деятельности с младшими школьниками. Приведены результаты исследования по выявлению уровня сформированности проектных умений у второклассников (поисковые умения, коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, организационно-практические проектные умения). Экспериментальное исследование проводилось в условиях учебного процесса при подготовке к организации проектной деятельности и выполнении различных диагностических заданий.

Ключевые слова: исследовательский проект, проектная деятельность, проектная задача, проектные умения, сотрудничество, исследовательский поиск, младший школьник

1271
455

Богданова Елена Владимировна ПРОБЛЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 138-147

Современные вызовы воспитанию актуализируют поиск таких приемов и форм работы с подростками, которые бы стимулировали проявление их гражданской позиции и опыта участия в социально значимой деятельности. Такой социально привлекательной для подростков формой организации воспитательной деятельности является вожатская. Развитие и поддержка участия подростков в вожатской деятельности осуществляется в рамках проблемно-стратегического подхода, включающего в себя: выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются подростки-вожатые; определение педагогических стратегий, способствующих решению выделенных проблем и наполнению их педагогическим содержанием. Подробно представлен опыт реализации пяти стратегий развития вожатской деятельности школьников, таких как помощь, поддержка, объединение, созидание и осовременивание.

Ключевые слова: вожатская деятельность подростков, проблемно-стратегический подход, стратегия, тактика

1270
456

Овсянникова Оксана Александровна ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ КАДЕТ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 161-168

Представлены разработка и анализ диагностики вокально-хоровых навыков мальчиков-кадетов в хоре Тюменского президентского кадетского училища. На основе рассмотрения понятий «навык», «вокальные навыки», «хоровые навыки» выводится рабочая версия понятия «вокально-хоровые навыки» кадет. Описываются некоторые психологические и физиологические особенности вокально-хоровой работы с мальчиками-хористами. С учетом специфики профессиональной направленности кадет определяются первообразующие компоненты вокально-хоровых навыков, подлежащие развитию: в первую очередь чистая интонация, без которой невозможен унисон, а значит, и хоровой строй; владение различными типами дыхания и четкая дикция, которые необходимы кадетам и при выработке командного голоса. Описывается диагностический инструментарий: показатели, диагностические задания, уровни развития вокально-хоровых навыков; приводится анализ качественной и количественной характеристики развития вокально-хоровых навыков кадет на начальном и итоговом этапах диагностики. Определяются факторы повышения уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков Тюменского президентского кадетского училища.

Ключевые слова: кадеты, вокально-хоровые навыки, президентское кадетское училище, диагностика, компоненты вокально-хоровых навыков

1270
457

Дроздова Ольга Александровна, Сартакова Елена Евгеньевна МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 35-40

Констатируется, что проблематика развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) обучающихся стала объектом как современных научных исследований, так и практических разработок. Представлен историко-педагогический анализ изучения данного феномена в российской педагогике, выявлены ведущие модели и технологии, используемые для организации внеурочной деятельности в современных общеобразовательных организациях. Предлагается модель развития КУУД младших школьников средствами внеурочной деятельности, особенности которой связаны с использованием совокупности системно-деятельностного, коммуникативно-когнитивного подходов, интегрированным на метапредметном уровне содержанием внеурочной деятельности в виде сетевой модульной образовательной программы (общеинтеллектуальная направленность), технологией его реализации с применением предметно-ориентированных средств обучения, речевых ситуаций, логико-дидактических схем. Обосновано содержание результативно-оценочного компонента модели, который включает методы наблюдения, диагностики, статистические методы, оценивание процесса результатов развития данной группы метапредметных результатов образования. Выделены критерии (ученик способен владеть речевой культурой на элементарном уровне, организовывать свое общение во временных рамках, преодолевать различные виды барьеров в осуществлении коммуникации), уровни сформированности данной группы метапредметных образовательных результатов обучающихся на уровне начального общего образования.

Ключевые слова: развитие коммуникативных образовательных результатов, начальная общеобразовательная школа, обучающиеся, модель, неурочная деятельность, средства обучения

1270
458

Пьяных Елена Георгиевна О ДИСЦИПЛИНАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 3 (17). С. 24-31

Рассматривается вопрос формирования набора дисциплин, направленных на формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего педагога, соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога. Представлен опыт преподавания соответствующих дисциплин по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) в Томском государственном педагогическом университете. Дана характеристика дисциплин «Основы математической обработки информации», «Информационно-коммуникационные технологии». Приведено рекомендуемое тематическое содержание дисциплин, формы работы. Описана взаимосвязь содержания дисциплин с функциями педагога, которые он выполняет, работая в информационном образовательном пространстве.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, профессиональный стандарт педагога, информационное пространство

1269
459

Шабанова Ирина Анатольевна, Ковалёва Светлана Владимировна, Семибратова Оксана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ШКОЛЬНЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 72-79

Проведен анализ определения «форма обучения» в педагогической литературе. Выявлены отличительные особенности нетрадиционных форм обучения в вузе, включающие концептуальную основу, цели занятия, его структуру, подготовку и деятельность преподавателя и обучающихся на занятии. Дано определение нетрадиционной форме обучения на основе анализа педагогической, методической литературы и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Охарактеризованы занятия по дисциплине «Школьный химический эксперимент» в педагогическом вузе. Обоснован выбор использования игровой технологии и технологии кроссенс на занятиях по систематизации и обобщению знаний студентов. Представлены результаты рефлексии для определения отношения студентов к использованию нетрадиционных форм обучения: игровой и кроссенс-технологии.

Ключевые слова: формы обучения, нетрадиционные формы обучения и их отличительные признаки, школьный химический эксперимент, игровая технология обучения, технология кроссенс

1269
460

Семёнова Наталия Альбертовна, Латыголец Елена Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 21-26

Рассматривается возможность формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в процессе решения проектных задач. Проектная задача представлена как важная составляющая проектной деятельности, обеспечивающая плавное освоение младшими школьниками нового вида деятельности в групповой работе под руководством педагога и при наличии специально подготовленных средств. Представлены различия проектной деятельности проектных задач по цели, результату, роли учителя. Обоснованы возможности формирования различных групп универсальных учебных действий в процессе решения детьми младшего школьного возраста проектных задач.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная задача, универсальные учебные действия, дети младшего школьного возраста

1268
461

Поздеева Светлана Ивановна, Обсков Александр Владимирович ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 92-97

Данное исследование проведено с целью изучить основные педагогические условия в организации интерактивного обучения в системе высшего профессионального образования. В настоящее время интерактивное обучение широко используется на всех уровнях образования: в колледжах, в университетах, на курсах и семинарах, поэтому важно выделить педагогические условия его организации. Использование интерактивных форм, методов, подходов и новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку позитивно влияет на формирование у студентов предметных и метапредметных знаний и навыков, в том числе на развитие профессиональной иноязычной компетенции.

Ключевые слова: педагогические условия, обучение иностранному (английскому) языку, интерактивное обучение

1267
462

Степанов Виктор Иванович РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 161-172

Показана роль современного преподавателя высшей школы в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе профессиональной их подготовки. Исследована реконструкция деятельности современного преподавателя, актуализированная изменением принципов обучения студентов. Рассмотрены аспекты развития творческого потенциала личности студентов, выделены педагогические условия его формирования, создания креативной среды, побуждения рефлексивной деятельности, диалогизации образовательного процесса. Проведено анкетирование студентов Алтайского государственного технического университета и Алтайского экономико-юридического института. Представлены результаты исследования роли преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения. Данные анкетирования позволили сделать вывод, что тип учебного заведения не влияет на роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов, существует большой потенциал формирования креативных качеств личности обучающегося, относящихся к педагогическим условиям обучения, воспитания и личности преподавателя.

Ключевые слова: обучение в высшей школе, роль преподавателя при обучении, функции преподавателя при обучении, творческие качества преподавателя, высшее учебное заведение, личностное и профессиональное развитие, сознательный выбор интересных и развивающих личность занятий

1267
463

Манузина Елена Борисовна, Норина Елена Эдуардовна НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 24-32

Рассматриваются некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя. На основе анализа и обобщения дефиниций «конкурентоспособность», «конкурентоспособный специалист» определены структура и компоненты конкурентоспособности, систематизированы основные принципы формирования конкурентоспособной личности. Представлены результаты диагностики магистрантов и педагогов с целью выявления их восприимчивости к новшествам, мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств и барьеров, препятствующих освоению инноваций. Описана программа подготовки конкурентоспособного учителя.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, инновационная деятельность

1266
464

Червонный Михаил Александрович, Власова Анна Алексеевна, Швалева Татьяна Владиславовна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 116-123

Впервые представлена деятельность центра дополнительного физико-математического образования как модель интеграции общего и дополнительного образования, реализуемая на базе педагогического университета. Дана схема модели центра, представленная многоуровневыми связями со школами и внешкольными партнерами. Показано, что модель обеспечивает реализацию заказа на внеурочную деятельность, спектр программ дополнительного образования. Доказывается, что важными элементами модели выступают новый подход к организации педагогических практик будущих учителей, курсы повышения квалификации, направленные на разработку развивающих учебных текстов, учебных задач, которые обеспечивают создание вариативного и обогащенного образовательного пространства. Показано, что модель содействует достижению учителями и учащимися значимых результатов в обучении физике и математике, реализации новых сетевых проектов дополнительного физико-математического образования.

Ключевые слова: физико-математическое образование, дополнительное образование, интеграция, школа, центр дополнительного образования

1266
465

Николаева Ирина Ильинична, Шахмалова Ирина Жаповна, Николаев Егор Васильевич ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 151-156

Развитие воспитания одна из приоритетных задач, которая способствует формированию личностных качеств, общенациональному идеалу, приоритетам и ценностям. Древнегреческие философы и мыслители считали, что воспитание является важным аспектом образования молодежи, так как через воспитание формируется у молодежи целомудрие и милосердие. В современных философских теориях значение воспитания как процесса также велико. Одни считают, что у молодежи необходимо воспитывать любовь к ближнему человеку, доброту и гуманизм. Другие делают акцент на воспитание рационального мышления, выработку внутренней нравственности. Русские мыслители считали, что воспитательный процесс влияет на развитие индивидуальности молодежи, саморазвитие и самовоспитание. Современные исследователи уделяют особое внимание воспитательному процессу в вузе, так как он способствует развитию внутреннего потенциала личности студента, развитию его духовных и нравственных качеств. Таким образом, воспитание будущего поколения необходимо осуществлять через развитие ценностных ориентаций, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи и активность самих студентов.

Ключевые слова: воспитание, студент, обучение в вузе, воспитательная деятельность вуза

1266
466

Степанова Оксана Александровна К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 2 (4). С. 65-67

Рассматриваются некоторые аспекты развития познавательной самостоятельности студентов средствами информационных технологий обучения.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, информационные технологии обучения

1264
467

Вахитова Галия Хамитовна ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 92-99

Рассматриваются вопросы реализации наставничества в области предшкольного образования в процессе подготовки студентов – будущих педагогов. Обращается внимание на наставничество как особую форму работы со студентами, опирающуюся на личностно ориентированный и индивидуальный подходы по отношению как к студенту, так и к преподавателю-наставнику. Указана необходимость умения наставника выполнять различные роли: консультанта, тьютора, коучера, от которых может зависеть успешность вхождения в профессиональную деятельность молодых специалистов. Обращается внимание на то, что проведение консультаций с будущими специалистами должно регламентироваться правилами профессиональной этики, глубокого осознания личностно ориентированного подхода к каждому студенту. Приведены примеры проведения консультаций аналитического, научно-методического, организационно-управленческого характера, задающих направленность на формирование новых профессиональных умений у студентов. Описан опыт использования персональных специальных шкал компетенций, на которых каждый молодой специалист в зависимости от своих потребностей и возможностей отмечает, что он знает, что умеет и что не знает, что не умеет. Дана характеристика ролевых функциональных назначений наставника-тьютора и наставника-коучера, проявляющихся в организации процесса поддержки и сопровождения.

Ключевые слова: предшкольное образование, наставничество, педагог-консультант, тьютор, наставник-коучер

1263
468

Акимова Наталия Владимировна, Овчинникова Мария Викторовна РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 151-156

Рассматриваются умения читать с разной степенью проникновения в авторский текст, объясняется вопрос востребованности читательской компетенции не только на родном, но и на иностранном языке. Опыт формирования указанных выше умений рассмотрен в контексте подготовки учащихся старшей школы к единому государственному экзамену. Приводятся примеры учебных заданий по чтению, которые могут быть использованы в период как предэкзаменационной подготовки, так и во время регулярных занятий по иностранному языку. Сформулированы рекомендации по подготовке учащихся к выполнению раздела «Чтение» единого государственного экзамена. Необходимость знания формата экзамена, умения заполнять бланки ответов очевидна, так как является немаловажным фактором успешности сдачи экзамена. Развитие иноязычных читательских умений у учащихся позволяет не только подготовить их к экзамену, но и сформировать у них четкую мотивацию к дальнейшему совершенствованию читательской компетенции.

Ключевые слова: чтение, читательские умения, читательская компетенция, Единый государственный экзамен, задания по чтению, рекомендации, обучающиеся старших классов

1261
469

Сотникова Ольга Андреевна, Маланов Иноккентий Александрович СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 4 (32). С. 152-160

В последнее время проблема исследования социально-педагогической адаптации личности стала весьма актуальной. Смысл данного термина, на первый взгляд, кажется вполне очевидным и понятным. Но в разных источниках это понятие очень часто обозначает разные явления, что приводит к непониманию друг друга специалистов, исследования которых фактически направлены на одно и то же. Рассмотрев основные подходы к понятию «адаптация» в целом, изучив структуру, критерии, механизмы и особенности данного процесса, можно преодолеть эти разногласия. Исходя из этого, анализируется ряд подходов к изучению адаптации. Внимание уделяется работам известных ученых, рассматривающих исследуемое понятие на разных функциональных уровнях. Физиологический подход изучали Ж. Пиаже, Г. Селье и др. Психологический подход нашел свое отражение в работах Б. Ф. Березина, Н. Ф. Наумова, И. М. Попова, В. И. Лебедева и мн. др. И в рамках рассмотрения наиболее значимого социального уровня выделяются исследования А. Б. Георгиевского и В. П. Петленко, М. Вебера, Т. Парсона и М. Ромма. Особое внимание акцентируется на системном анализе данной проблемы (А. Г. Маклаков, А. А. Реан, А. Налчаджян и др.), рассматривается феномен социализации личности (Д. Доллард, В. Уолтер, Т. Шибутани, О. И. Зотова, И. К. Кряжева). В результате проведенного исследования предлагается структура социально-педагогической адаптации, основанная на модели личности Б. Д. Парыгина, состоящая из трех взаимосвязанных и подробно описанных уровней.

Ключевые слова: адаптация, личность, социально-психологическая адаптация, социально-педагогическая адаптация, системный анализ, физиологический подход, психологический подход, социальный подход, модель личности

1261
470

Прозументова Галина Николаевна, Сорокова Лариса Анатольевна АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИКА» // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 30-39

Рассматриваются вопросы изменения качества образования и его оценки студентами и преподавателями в процессе преподавания учебного курса. Обоснованы условия влияния студентов на собственное образование и изменение его качества, показано, в чем проявляет себя изменение качества образования и каковы способы его диагностики. Также обоснована взаимосвязь изменения содержания образования, форм образовательной деятельности, взаимодействия участников образовательного процесса с формируемыми у студентов компетенциями и учебными результатами, достигаемыми ими в образовательной деятельности.

Ключевые слова: качество образования, оценка и анализ качества образования, влияние участников образовательного процесса на качество образования, результаты образовательной деятельности

1259
471

Сазонова Наталия Ивановна, Райкова Ольга Анатольевна ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 2 (30). С. 52-59

Анализируется опыт Томского государственного педагогического университета по проведению экскурсий на религиоведческую тематику. Обосновывается необходимость экскурсий в культовые сооржения различных конфессий в рамках религиоведческих дисциплин, представляется опыт презентации религий через подобные мероприятия. Рассматриваются специфика аудитории экскурсии, особенности реакции на религиозную культуру, характер полученных знаний, их влияние на формирование профессионального педагога. На основе опыта проведения экскурсий анализируются изменения в восприятии религиозной культуры, которые происходят у слушателей.

Ключевые слова: экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная конфессия, религиозная культура, религиоведческие дисциплины, преподавание в высшем учебном заведении

1259
472

Ершова Татьяна Владимировна, Петрова Елена Юрьевна СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ГЕОГРАФИИ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 5 (33). С. 30-40

Приводится критический анализ школьных учебников по географии на соответствие предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Выявлено, что наряду с положительными моментами имеются и отрицательные. Рассмотрен национальный проект «Цифровая школа», в соответствии с его требованиями описаны способы использования в образовательном процессе учебника географии совместно с другими средствами обучения, в том числе и цифровыми. Доказывается, что учебник географии играет важную роль в формировании географического мировоззрения школьников, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. На основе анализа состояния школьного российского географического образования выявлены пути модернизации учебников географии.

Ключевые слова: география в школе, преподавание географических дисциплин, географическое образование, индивидуальный подход к обучению, учебник географии

1259
473

Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна К ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 180-186

Рассматривая вопрос развития готовности будущих педагогов к работе с одаренными детьми, анализируется нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса. Представлено детальное рассмотрение проблемы того, что динамика и продуктивность процесса развития готовности студента педагогического вуза к работе с одаренными детьми определяются условиями для будущего педагога, которые будут способствовать созданию собственного образа профессии учителя, а также сущности и специфики его профессиональной деятельности. Дана полная характеристика особенностям самореализации ученика и стилям психолого-педагогического сопровождения становления личности ребенка. Описаны особенности работы с одаренными детьми. Приведены критерии и показатели сформированности готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми. Представлены методики диагностики данного качества. Говорится о необходимости использования психолого-педагогических ресурсов образовательного взаимодействия с целью помощи будущему педагогу в проявлении активности для принятия возможности работы с одаренными детьми, выработки собственного отношения к себе как специалисту, открытому творчеству и готовому к позитивному саморазвитию и личностно-профессиональному росту. Поставить цель формирования готовности к работе с одаренными детьми, в авторском понимании, означает определить необходимые качественные изменения личности будущего педагога и на этой основе организовать соответствующим образом образовательный процесс.

Ключевые слова: одаренные дети, проблема подготовки педагогов, обучение, педагогическая поддержка, профессиональные качества педагога, становление личности, одаренные дети и работа с ними, талантливая молодежь, методики диагностики, активность

1258
474

Турова Ирина Валерьевна ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 48-56

Представлен анализ исследований по проблеме готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей. Раскрыты основные подходы к сущности понятия «готовность». На основе проведенного анализа учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика дошкольного образования», а также профессионального стандарта педагога выделены компетенции, необходимые для осуществления математического развития детей дошкольного возраста. Готовность будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей рассматривается через системный, деятельностный и компетентностный подходы, что позволяет дать наиболее полное его определение и раскрыть разнопозиционность его формирования. Обобщая содержание психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по данной проблеме, выделены и охарактеризованы такие компоненты готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей, как когнитивный, праксиологический и аксиологический. На основе выделенных компонентов определены критерии и уровни готовности.

Ключевые слова: готовность, будущие педагоги дошкольного образования, критерии, уровни, математическое развитие

1258
475

Щербакова Наталья Александровна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМОЙ И НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 1 (29). С. 73-79

Представлено исследование становления связной речи детей дошкольного возраста с нормой и нарушениями речевого развития. Проанализированы концепции ведущих отечественных ученых относительно изучения особенностей речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. В рамках данной проблемы актуальным является рассмотрение вопросов формирования навыков самостоятельного построения рассказа у старших дошкольников с нормой и нарушениями речевого развития. Это связано с тем, что овладение рассказыванием представляет собой качественный переход на абсолютно новый уровень речемыслительной деятельности, что имеет значение в общем психическом развитии ребенка. Обосновывается мысль о том, что дошкольный возраст является благоприятным для интенсивного развития монологической речи, связного высказывания. Дошкольники в полной мере усваивают навыки владения семантическим, синтаксическим и морфологическим строем родного языка. Рассматриваются и обобщаются особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приводятся эмпирические данные относительно ошибок в освоении детьми дошкольного возраста навыков самостоятельного построения рассказа. Достоверность результатов обоснована сравнительным анализом особенностей формирования построения рассказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. С помощью сравнительного анализа выявляются словарные, грамматические, синтаксические затруднения детей дошкольного возраста в построении связного высказывания. Обосновывается необходимость разработки рекомендаций по коррекции особенностей самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: речевое развитие, самостоятельное рассказывание, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, мышление, речь, воображение, память, речевые нарушения

1257
476

Вечканова Ирина Геннадьевна, Турецкая Светлана Анатольевна ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ВОСПИТЫВАВШИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 4 (14). С. 53-61

Рассматриваются теоретико-методологические вопросы использования игровых технологий проектной деятельности в работе с дошкольниками, воспитывавшимися в условиях психической депривации. Выявлены особенности реализации интеграционных проектов в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны и представлены технологии организации экологической проектной деятельности как составляющей реабилитационной среды для детей с интеллектуальным недоразвитием. Идея социализации ребенка в ходе реализации экологического проекта развивается в исследовании эмоционального, когнитивного, двигательного, личностного опыта детей-сирот дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, который проявляется в наблюдениях за живыми объектами, в продуктивной деятельности на экологической тропе и художественно-эстетическом творчестве, театрализованной игре, общении. Тема бережного отношения к природе выступает смысловым фоном для формирования экологической культуры детей. В результате апробированы технологии проектной деятельности в реабилитационной работе с детьми в специально организованной мотивирующей полифункциональной среде. Включение ребенка с психической депривацией в образовательную среду в форме экологических проектов рассматривается и как педагогическая цель, и как педагогическое средство реабилитации.

Ключевые слова: дети с психической депривацией; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; экологический проект; экологическая тропа; игровые технологии; реабилитация; дошкольники с легкой умственной отсталостью, с умеренной умственной отсталостью

1255
477

Винниченко Наталия Львовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 43-50

Теоретическая и практическая деятельность по диагностике достижений личностных результатов школьников оказывает существенное влияние на профессиональное становление будущих педагогов. Достаточно широко изученная проблема профессионального становления педагогов, включение в учебный процесс активных методов обучения не исключают определенных трудностей, которые испытывают студенты на практике. Организация практических занятий со студентами после производственной практики позволяет выявить эти затруднения и частично их ликвидировать. Одним из таких затруднений является диагностика личностных результатов обучающихся. Формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза способствует знакомство с многообразием личностных результатов учащихся общего образования, со способами диагностики, представленными разными авторами, и использованием различных диагностических методик.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональные затруднения, личностные результаты обучающихся, декомпозиция личностных результатов, диагностика достижений личностных результатов школьников

1254
478

Саенко Людмила Александровна, Соломатина Галина Николаевна АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, УРОВНИ РАЗВИТИЯ, ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 4 (38). С. 68-75

Представлен аналитический обзор проблемы развития аналитических умений студентов в вузе. Дана сравнительная характеристика понятий «аналитические умения» и «аналитические способности». Сделан вывод, что аналитические способности являются свойством личности, а аналитические умения – освоенный опыт деятельности. Рассмотрены основные мыслительные действия, лежащие в основе аналитических умений. Дается сравнение двух групп аналитических умений: аналитико-прогностические и аналитико-рефлексивные. Обосновывается тезис о том, что развитие аналитических умений невозможно без получения новых знаний. Значительное внимание уделено структуре понятия «аналитические умения». Определена необходимость развития аналитических умений у студентов для профессионального становления будущих специалистов. Сделан вывод о том, что для развития аналитических умений требуется время, это длительный, системный процесс в профессиональном образовании. Выявлены факторы (позитивные и негативные), влияющие на развитие аналитических умений студентов. Уделено внимание заданиям и упражнениям (кейс-заданиям), направленным на изучение развития аналитических умения студентов. Для диагностики уровня развития аналитических умений студентов разработаны показатели, а также представлена характеристика уровней развития аналитических умений студентов вуза – низкий, средний, высокий. Представлены результаты пилотажного исследования по выявлению уровня развития аналитических умений студентов гуманитарных направлений подготовки. Исследование проводилось в вузах городов Ставрополя и Краснодара. Результаты исследования показали, что у студентов преобладает средний и низкий уровень развития аналитических умений. На основе полученных результатов выявлены причины низкого уровня развития аналитических умений у современных студентов.

Ключевые слова: аналитические умения, аналитические способности, аналитическое мышление, студенты, высшее образование, аналитические функции

1254
479

Адольф Владимир Александрович, Савчук Александр Николаевич, Кройтор Александр Сергеевич ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 4 (26). С. 156-161

Подготовка хорошего специалиста, компетентного в своей дальнейшей профессиональной деятельности, является основной целью учебного процесса в любом учебном заведении, а это невозможно без создания у обучающихся мотивированного положительного отношения к этой деятельности. Отмечается, что формировать готовность у обучающихся к будущей профессии в условиях средних специальных учебных заведений в сфере физической культуры следует через практико-ориентированное обучение с учетом обновления содержания образовательных программ подготовки и методическим их сопровождением, моделирующее различные профессиональные ситуации. В совокупности перспектива, успешность профессиональной деятельности (в данном случае студентов физкультурного колледжа), формирование у них профессиональной компетентности, воспитание профессионального характера определяются в процессе практико-ориентированного обучения, что предполагает ориентацию на дальнейшее успешное продвижение в социально устойчивой образовательной среде. Также приводятся результаты практико-ориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающего качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 «Физическая культура» и учетом востребованности работодателями компетентных в профессиональной деятельности будущих специалистов и положительного отношения обучающихся к получаемой профессии, представлены результаты определения уровня мотивации у студентов физкультурного колледжа к профессиональной деятельности в условиях практико-ориентированного обучения.

Ключевые слова: мотивация к трудоустройству, практико-ориентированное обучение, традиционное обучение

1253
480

Ершова Татьяна Владимировна ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКИ В ИНСТИТУТЕ МЕТЕОРОЛОГИИ И КЛИМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА КАРЛСРУЭ (ГЕРМАНИЯ) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 217-223

Приведены основные результаты научных исследований в рамках программы DAAD «Научные стажировки для преподавателей и ученых» в Институте метеорологии и климатических исследований Технологического института Карлсруэ (Германия). Исследования были посвящены анализу причин неоднородного пространственного распределения грозовой активности над территорией Центральной Европы за период 2001–2014 гг. Получены выводы о влиянии на пространственную неоднородность грозовой активности не только характеристик состояния атмосферы, включая благоприятные синоптические условия, но и влияние подстилающей поверхности, в частности различных типов ландшафта (город, лес, поле, озеро и др.). Полученные результаты могут быть использованы для косвенной оценки пространственного распределения характеристик грозовой активности над территориями, не оснащенными системами местоопределения молний. Дополнительно изучен опыт подготовки бакалавров и магистров по направлению «Метеорология» в Институте метеорологии и климатических исследований Технологического института Карлсруэ.

Ключевые слова: Технологический институт Карлсруэ, научная стажировка, метеорология, климатические исследования, грозовая активность, ландшафт

1252
481

Максимова Анна Анатольевна ЧАСТНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ, ПЕДАГОГОВ И ТЬЮТОРОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 98-106

Статья посвящена инициативам, направленным на повышение финансовой грамотности населения в России. Рассмотрены только те программы коммерческих и некоммерческих организаций, которые содержат широкий спектр образовательных ресурсов. Основной акцент в данных программах сделан на молодое поколение: дети, школьники, студенты. Как правило, эти категории населения являются активными потенциальными пользователями финансовых услуг. Дана характеристика учебно-методического обеспечения реализуемых программ финансовой грамотности, проанализированы способы реализации данных программ среди учащихся различных возрастных групп. Важными аспектами данных программ являются: повышение интереса и вовлечение граждан в мир финансовых продуктов; ориентация граждан на грамотное финансовое поведение и формирование основных поведенческих установок на разных этапах своего жизненного цикла; формирование необходимых навыков в области управления располагаемых денежных средств. Вместе с тем приведены примеры международных организаций, реализующих программы финансовой грамотности на территории России и показавших свою эффективность. Представлен аналитический обзор отечественных интернет-сайтов, посвященных финансовому просвещению российских граждан в отношении имеющихся образовательных ресурсов.

Ключевые слова: финансовая грамотность, институты, реализующие программы обучения финансовой грамотности, образовательные программы, методический инструментарий программ финансовой грамотности

1250
482

Шахмалова Ирина Жаповна, Мамедова Лариса Викторовна, Кобазова Юлия Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 238-241

Рассматривается теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов. Разные авторы представляют педагогическое сопровождение студентов в вузе как явление включенного наблюдения, консультирования, непосредственного участия, сотрудничества, саморазвития, умения студента решать свои учебные проблемы, партнерского взаимодействия, формирования профессиональной компетентности у студентов. Также кратко описаны модели педагогического сопровождения студентов вуза. Педагогическое сопровождение – это необходимое условие профессионального и личностного становления студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, адаптация, студент-первокурсник

1249
483

Потанина Лейла Тахировна, Склярова Татьяна Владимировна РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 84-90

Рассматривается важнейшая компетенция педагога – способность к смыслопорождающей деятельности. Смыслопорождающая деятельность педагога анализируется в качестве эффективного условия организации воспитательного влияния на личность учащегося, представлен ее развивающий потенциал и возможности использования в системе школьного образования. Исследуются возможные средства и формы реализации смыслопорождающей деятельности педагога для развития у учащихся нравственного сознания. Преобразующая деятельность педагога изучается как средство конструирования воспитательных форм работы с учащимися с целью формирования у них опыта нравственного поведения, обсуждается специфика ее содержания в соответствии с возрастными особенностями школьника. Анализируются возможности реализации воспитательной деятельности педагога посредством использования в образовательной деятельности учащихся образных средств. Смыслопорождающая деятельность педагога представлена как способ реализации воспитательной функции обучения в процессе урочной деятельности учащегося, что содействует интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Сделан вывод о том, что смыслопорождающая деятельность педагога в системе школьного воспитания содействует расширению пространства воспитательного влияния на развитие нравственных качеств личности учащегося и развитию у него стремления к нравственному поведению.

Ключевые слова: нравственное воспитание личности, смыслопорождающая деятельность, ценности, смыслы, преобразующая деятельность, учащиеся

1249
484

Лукашенко Наталья Сергеевна АБРИС НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 141-144

Проведен обзор научных исследований, посвященных информатизации образования. Рассмотрены работы ученых, направленные на создание моделей, систем, стратегий. Раскрываются различные научные подходы к решению актуальных научных проблем в области информатизации образования. Приводится аргументация продолжения актуальных научных поисков в части использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: исследование, информатизация, модель, подход, компетентность

1248
485

Буртовая Наталия Борисовна ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 1 (11). С. 21-25

Характеристика профессионала и его деятельности складывается из рассмотрения личности как целостной структуры, т. е. важно знать его индивидуально-психологические особенности, а также его социально ориентированную, деятельностно ориентированную или субъектно-личностно ориентированную направленность. В процессе профессионального становления на каждом этапе, начиная с момента самоопределения, при выборе профессии и до формирования профессионала, а также при смене профессии необходимо учитывать структурные компоненты его личности и особенности его как субъекта деятельности – внутренние компоненты системной организации профессионализма. Наряду с этим важно определить и психологические условия деятельности профессионала, обеспечивающие ее успешное освоение и реализацию. Таким образом, деятельность профессионала как субъекта деятельности предполагает учет внутренних (психологических) условий.

Ключевые слова: деятельность, профессионал, профессиональная деятельность, самосознание, личность

1247
486

Шапошникова Татьяна Дмитриевна, Пшенко Константин Андреевич ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 111-121

Рассматриваются вопросы методологии и методики проведения пилотных проектов в образовании, рассматриваемых на примере исследования проблемы управления взаимодействием между общественными объединениями взрослых и традиционными образовательными организациями. Категория взаимодействия понимается как базовая категория современного теоретического мышления, раскрывающая такие важнейшие характеристика процесса взаимовлияния объектов, стремящихся к достижению общей цели и находящихся во взаимосвязи, как одновременность и двунаправленность. В педагогической теории взаимодействие относится к факторам, позволяющим влиять и значительно усиливать эффективность процессов воспитания и социализации человека. Проблематика использования образовательного и воспитательного потенциала общественных объединений взрослых исследуется в контексте конструктивизма, теории развития гражданского общества. Важнейшая роль в ее разработке отводится вопросам управления данным взаимодействием, организации исследования этого социокультурного феномена, выделения его содержания, характеристик, форм и способов, эффективных моделей взаимодействия. Пилотные проекты играют важную роль в исследовании социокультурных феноменов. Они, являясь по своей сути экспериментальными, помогают в сборе эмпирических данных, проверке гипотез, планировании этапов исследования. На их основе и по их результатам достаточно эффективно разрабатываются методические рекомендации по планированию мероприятий («дорожная карта», включающая этапы и комплекс мер по достижению целей предполагаемого исследования). Представлены возможности применения пилотных онлайнопросов, мониторинга для решения задач исследования взаимодействия общественных объединений взрослых и традиционных образовательных организаций.

Ключевые слова: пилотный проект, методология, конструктивизм, взаимодействие, общественные объединения взрослых, традиционные образовательные организации

1247
487

Мартынова Любовь Николаевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 4 (18). С. 142-148

Одна из актуальных задач, обозначенная в федеральном государственном образовательном стандарте среднего специального образования, – изучение возможностей средних профессиональных учебных заведений в воспитании у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций музыкальной культуры. Представлены материалы изучения уровней обученности будущих педагогов дошкольных образовательных организаций. По результатам диагностики зафиксировано преобладание низкого уровня музыкальной культуры у большей части обучающихся. Описаны педагогические условия повышения уровня музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций и способствующие успешности процесса приобщения будущих педагогов дошкольных учреждений к музыкальной культуре.

Ключевые слова: культура, музыкальная культура, воспитатель, классические музыкальные произведения

1246
488

ИНТЕГРИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 47-53

Рассматривается проблема взаимосвязанного развития основных видов речевой деятельности (письма, говорения, чтения и слушания) – важного звена в методике обучения русскому языку как иностранному. Обосновывается необходимость учета при этом особенностей конкретной ситуации межличностного или социального взаимодействия, а также частичного или полного погружения в языковую среду исконных носителей языка. Подобный интегрированный подход определяется как значимый в процессе овладения русским языком в среде китайских носителей.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, языковая компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, виды речевой деятельности

1245
489

Дмитриев Игорь Вячеславович, Субботина Ольга Владимировна, Кравченко Светлана Валерьевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРРИТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 3 (25). С. 74-81

Формирование информационного общества как следствие становления цифровой экономики обусловило модернизацию системы образования, развитие ее формальной, неформальной и информальной составляющих. В данных условиях актуальными становятся вопросы, связанные с механизмами проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся в условиях образовательных кластеров. Инструментами для достижения данных целей в Томской области являются специа лизированная платформа для выстраивания образовательных траекторий (региональный проект «Территория интеллекта»), а также программа дополнительного образования «ПрофПроекториум» как одна из точек входа детей в сферу современных технологий через проектирование индивидуальных образовательных треков. Программа предназначена для погружения детей в такие профессиональные направления, как «Креативная экономика», «Киберэкономика», «Новый технологический сектор», «Научно-производственная сфера», «Экологическая сфера», знакомства с перспективными профессиями настоящего и ближайшего будущего и повышения осознанности в выборе пути развития собственных компетенций с помощью специализированной образовательной платформы. Разработанная методика определяет подходы к выбору способа построения образовательных траекторий в системе дополнительного образования детей, алгоритмы действий по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, подходы к разработке содержания образовательных траекторий и созданию примерных образовательных треков на основе существующих образовательных программ в системе дополнительного образования Томской области.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, цифровая образовательная платформа, региональный проект «Территория интеллекта», программа дополнительного образования «ПрофПроекториум»

1245
490

Абакумова Ирина Владимировна, Годунов Михаил Викторович К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ МАРКЕРОВ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ СТРАТЕГИЙ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 150-156

Рассматриваются результаты эмпирического выявления показателей-маркеров полярных смыслообразующих стратегий. Для первоначального моделирования процессов смысловой регуляции предлагается две полярных стратегии образования личностных смыслов: приспособительная и развивающая. Личностные смыслы находятся во взаимном соответствии со свойствами личности, проявляемыми во взаимодействиях различного порядка. Для эмпирического описания данных стратегий разработан частный семантический дифференциал – девять биполярных шкал личностных свойств. В данных шкалах используются слова, обозначающие соответствующие свойства личности и выступающие индикаторами смысла. Для установления маркеров, индикатирующих данные полярные стратегии, проведено эмпирическое исследование (n = 145) c помощью батареи тестов, в которую вошли: разработанный частный семантический дифференциал, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест М. Куна «Кто Я?», тест множественного интеллекта Г. Гарднера, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест-опросник личностной рефлексии И. А. Стеценко. Выявлено, что стабильное положительное статистически значимое наличие корреляционной связи (р ≤ 0,05) наблюдается только для показателей девяти разработанных шкал частного семантического дифференциала и показателя «осмысленность жизни» теста «Смысложизненные ориентации» по Д. А. Леонтьеву. Этот показатель возможно применять в виде маркера полярных стратегий смыслообразования.

Ключевые слова: смысловая система, стратегия смыслообразования, свойство личности, семантическая шкала

1243
491

Цыренова Валентина Бабасанова, Миронова Екатерина Пурбуевна, Лумбунова Наталья Баировна ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. Вып. 3 (31). С. 127-134

В мониторинге качества профессиональной подготовки студентов особое место занимает оценивание сформированности общих компетенций. Рассматривается проблема оценивания общих компетенций в ходе реализации программы подготовки специалистов, описаны опыты оценивания общих компетенций другими исследователями и предложена система оценивания с учетом функциональных компонентов компетенций. Установлена необходимость поэтапной ступенчатой системы оценивания промежуточных результатов обучения, предусматривающая мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетенций. Предлагается комплексный подход к оцениванию общих компетенций, заключающийся в промежуточной конкретизации конечных результатов обучения, формировании фонда оценочных средств, включающего тесты, анкеты и опросники для оценивания личностных качеств студента, комплексные междисциплинарные тесты для оценивания когнитивных составляющих компетенций и введения балльно-рейтинговой системы для оценивания деятельности студентов.

Ключевые слова: общие компетенции, оценивание компетенций, образовательный результат, балльно-рейтинговая система, конкретизирующая таблица общих компетенций, компоненты компетенций

1243
492

Агафонова Татьяна Евгеньевна ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 5 (27). С. 90-100

Исследуются механизмы гендерной социализации, традиционные гендерные модели и современные тенденции феминизации общественного пространства, дан обзор программных текстов русской и зарубежной литературы, которые традиционно изучаются в 5–11-х классах и выступают агентами гендерной социализации – способствуют формированию образов женственности и мужественности; выявлен особый статус русской феминности по сравнению с западноевропейской, его фольклорные, религиозные, философские истоки; поставлена проблема неоднозначности отображения русской маскулинности в литературе вне военно-патриотического контекста; отмечается роль жанровой литературы в формировании гендерных стереотипов.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерные роли, гендерная социализация, гендерный стереотип, феминность, маскулинность

1242
493

Соколов Виктор Юрьевич ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 47-52

Рассматриваются возможности формирования и реализации образовательного заказа педагога и учащихся в современной школе. Показана специфика работы над заказом участников образовательного процесса в практике Школы совместной деятельности (МБОУ СОШ № 49 г. Томска). Представлен опыт школы по разработке технологии проявления и выполнения образовательного заказа, выделены и охарактеризованы основные этапы этой работы, раскрыта роль совместного портфолио в реализации заказа.

Ключевые слова: образовательный заказ педагога и учащихся, открытое совместное портфолио

1241
494

Рябко Елена Игоревна СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕВОДА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 2 (24). С. 66-73

Художественное произведение представляет собой информационно-открытое явление. Читатель, исследователь, переводчик в ходе знакомства и работы с текстом раскрывают новые смыслы, осуществляя бесконечно возможный диалог культур. Предлагается системно-комплексный методологический подход к анализу соотношения смыслов, заложенных в оригинале художественного произведения и в его переводах. Подход представляет собой взаимодействие герменевтического метода анализа, методов переводческой реконструкции и сопоставительной лингвистики. Статья носит теоретико-практический характер. В теоретической части статьи определяются понятия «герменевтика» и «переводческая герменевтика», выявляются категории герменевтического анализа, рассматриваются методы переводческой реконструкции как способы передачи смыслового содержания оригинала средствами переводящего языка, а также выделяются методы сопоставительной лингвистики, направленные на изучение соотношения смыслов и образов, представленных в оригинальном тексте и в переводных произведениях. Системно-комплексный подход к изучению художественного перевода разрабатывается автором на материале романа Μ. А. Булгакова «Μастер и Маргарита» и его двух английских переводов. Роман, будучи результатом многолетней кропотливой работы писателя, авторской оценки современной ему реальности и вечных общечеловеческих ценностей, представляет собой невероятно многоплановое произведение, требующее от читателя, исследователя, переводчика высокого уровня компетентности, комплекса методов для его интерпретации, включающих языковой, жизненный, культурный и литературный опыт. Извлечение информации может быть достигнуто в результате понимания, истолкования и сопереживания. Немаловажным фактором является принадлежность интерпретатора определенной временной эпохе. Особенности языкового знака и языковых картин мира, природа художественного творчества, сложная структура художественного произведения, многогранность переводческой деятельности приводят к феномену многочтения, раскрытию все новой смысловой наполненности текста оригинала. Предложенные автором идеи могут найти применение в разработке теоретических и практических курсов по интерпретации художественного текста и переводу, а также представляют интерес для практикующих переводчиков и исследователей художественной литературы и художественного перевода.

Ключевые слова: художественный перевод, переводческая герменевтика, методы реконструкции, трансформации, сопоставление смыслов

1241
495

Файзуллаева Елена Дмитриевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 6 (28). С. 104-110

Деятельность педагога дошкольного образования подразумевает взаимодействие с родителями воспитанников в процессе образовательной деятельности. Рассматриваются методологический и методический компоненты осуществления взаимодействия педагога с родителями воспитанников как реализация наставничества педагогов по отношению к родителям. Методологический компонент данного подхода раскрывается через концепцию совместной деятельности Г. Н. Прозументовой и типологические характеристики совместных действий: закрытое, обращенное, открытое. Развитие этих идей С. И. Поздеевой в описании деятельностных характеристик разных типов наставничества в профессиональной педагогической сфере позволили представить методический компонент рассматриваемого подхода в сфере дошкольного образования. При переходе на позицию наставничества педагог более гибко использует разные модели организации совместной деятельности, оказывая услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, что определено задачей федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Исходя из моделей и типов наставничества, предложенных С. И. Поздеевой, раскрываются характеристики трудовых действий педагога дошкольного образования, выступающего в зависимости от решаемой задачи наставником-методистом, наставником-тьютором, наставником-консультантом, наставником-коучером, наставником-разработчиком, наставником-партнером, наставником-навигатором по отношению к родителям воспитанников. Родители воспитанников в данном случае предстают как участники всех этапов совместной образовательной деятельности.

Ключевые слова: наставничество, дошкольное образование, взаимодействие педагога с родителями воспитанников, совместная деятельность, педагог-наставник

1240
496

ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 73-80

Представлен анализ существующей практики методической подготовки будущих учителей начальной школы с точки зрения представлений преподавателей, осуществляющих данную подготовку. На основе анализа интервью и анкет установлены задачи, направления и проблемы в методической подготовке педагогов начальной школы. Обосновывается необходимость выделить в качестве предмета методической подготовки организацию совместной деятельности, а в качестве ее содержания – становление исследовательской компетентности, что обусловлено готовностью студентов к осуществлению на практике образовательных стандартов начального общего образования.

Ключевые слова: методическая подготовка, совместная деятельность, умение учиться, исследовательская компетентность

1238
497

Еремина Юлия Анатольевна ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 16-24

Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий, реализуемых матерями в процессе совладания с жизненными трудностями, эксквизитными ситуациями и проблемами, связанными с организацией ухода, присмотра и воспитания детей первых лет жизни с опережающим, нормативным уровнем социального развития, с легким отставанием и отставанием в социальном развитии. Оценка копинг-стратегий проводилась по следующим показателям: степени выраженности копинг-стратегий в общей структуре совладающего поведения; абсолютным показателям копингстратегий и уровню напряжения копинга; удельному весу каждой копинг-стратегии в общей структуре совладающего поведения; индексу соотношения пассивных и активных копинг-стратегий; степени конструктивности стратегий совладания; общей сумме позитивных и негативных стратегий и оценок.

Ключевые слова: копинг; копинг-поведение; копинг-стратегии; совладающее поведение; стратегии совладания; конструктивные стратегии совладания; матери, воспитывающие детей раннего возраста; ранний возраст; социальное развитие

1236
498

Анастасова Елена Валентиновна, Лукина Антонина Константиновна ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: ТРУДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 63-67

Проанализированы затруднения, возникающие у студентов – будущих педагогов в ходе их совместной деятельности во время педагогической практики. Показано, что чаще всего возникают затруднения из-за недостаточной коммуникативной и проектной компетентности студентов, а также из-за нечеткой организации проектной работы со стороны вуза. Рекомендации по преодолению этих затруднений включают целенаправленное развитие проектной компетентности, проектную организацию учебного процесса и особенно – практики, изменение функций преподавателей вуза.

Ключевые слова: групповая проектная деятельность, продуктивное профессиональное взаимодействие, профессиональный стандарт

1235
499

Гельфман Эмануила Григорьевна, Пенская Юлия Константиновна, Цымбал Светлана Николаевна УЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОГАЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 27-38

В современных условиях организации школьного математического образования актуальным является вопрос о профессиональной подготовке будущего учителя математики, позволяющей ему осуществить компетентностный подход к решению основных проблем школьного курса математики. Одной из таких проблем является организация повторения учебного материала. Будущие учителя математики должны понимать, что не всякое повторение является продуктивным и обеспечивает преемственные связи между разными ступенями обучения. Если повторение проводить в той же форме, что и изучение материала, то оно становится малоэффективным. В связи с этим среди разных видов повторения выделяется обогащающее повторение. Исследования показывают, что будущие учителя математики должны быть готовы к осуществлению обогащающего повторения, которое заключается в том, что пройденный материал включается в новые связи, он перестраивается и обобщается. Пересмотру подвергаются известные признаки понятий и связи между понятиями. Для подготовки будущих учителей математики к организации обогащающего повторения нужна интеграция их психологических, дидактических и предметных знаний о данной проблеме с приоритетом использования психологических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса. Иными словами, требуется овладение психодидактическим подходом к решению методических задач. Для того чтобы будущие учителя смогли осуществить психодидактический подход, они должны осознать необходимость организации обогащающего повторения, понимать, какие математические и психолого-педагогические знания им необходимы. Особое внимание при этом обращается на рассмотрение психологических закономерностей образования понятий и условий, способствующих их формированию. Выявляется ключевой элемент методической деятельности, создающий условия для компетентностного подхода к организации обогащающего повторения учебного материала, – развитие разных способов кодирования информации (словесно-символический, визуальный, предметно-практический). С помощью специальных интегрированных заданий, включающих постановку проблемы, психолого-педагогическое направление для учебной деятельности, примеры решения проблемы, приглашение к работе, будущие учителя овладевают текстовой компетентностью (на примере повторения натуральных чисел). Итогом этой работы является создание типов учебных текстов и их примеров, способствующих развитию способов кодирования информации о натуральных числах и десятичных дробях. Кроме того, они получают пример профессионального подхода к решению возникающей проблемы при обучении математике.

Ключевые слова: обогащающее повторение, способы кодирования информации, преемственность, позиционная запись числа

1235
500

Шаляпина Светлана Васильевна ДНИ КАРЬЕРЫ КАК ФОРМА СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2019. Вып. 1 (23). С. 78-83

Описан положительный опыт реализации регионального профориентационного события «Дни карьеры в ТГПУ», являющегося одной из форм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет». Описаны этапы «Дней карьеры», реализованные в 2017/18 учебном году, и подведены итоги с учетом мнения студентов-участников и результатов опроса по предполагаемому трудоустройству студентов – выпускников 2018 года.

Ключевые слова: профориентационное событие, профессиональное самоопределение, трудоустройство

1235
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Страница 10 из 25

© 2025 Научно-педагогическое обозрение

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ