№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
401 | Необходимость развития у молодежи установок на общественное доверие, согласие, диалог культур является приоритетной для обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества. Рассмотрены суть и взаимосвязь понятий «доверие», «согласие», «поликультурное образование». Доказано, что это не отвлеченные, а вполне реальные и многогранные категории, которые не являются напрямую экономическими и социальными, но психологически влияют на социально-экономические реалии общества. Показана роль национальных ценностей как совокупности духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей в формировании общественного доверия и согласия у молодежи. Установлено, что общечеловеческие ценности, значение которых нельзя ни умалять, ни преувеличивать, могут лишь задавать контекст, который должен быть наполнен определенным содержанием, вытекающим из диалектики взаимосвязи с традиционными российскими духовными ценностями. Ключевые слова: общечеловеческие и традиционные национальные ценности, общественное доверие и согласие, поликультурное образование, гражданское единство | 1181 | |||||
402 | Представлен аналитический обзор монографических исследований, выполненных преподавателями Томского государственного педагогического университета по проблемам исторического становления общего и дополнительного образования в Центральной России и в Сибири. Отличительной особенностью данных исследований является то, что в них представлен исторический опыт учительских семинарий, институтов, школ, первых дореволюционных учреждений дополнительного образования: летних оздоровительных колоний – прообразов современных детских лагерей отдыха; Школы-Манежа как предшественника современных домов творчества детей и молодежи. Опыт этих учреждений с современной точки зрения является инновационным по подготовке педагогических кадров, формам организации, содержанию и методике образовательной работы с детьми, подростками и студентами. В монографиях показана преемственная связь педагогических идей прошлого с запросами современного общества. Ключевые слова: педагогические идеи, инновационный опыт, кадровые проблемы, общественные инициативы, благотворительность | 1180 | |||||
403 | Актуальность подготовки специалистов образования, работающих на цифровых образовательных платформах, сегодня признана не только в системе образования, но и в экономической системе страны, в которой цифровизация экономики определена одним из приоритетов развития. Степень изученности проблем подготовки данных специалистов в образовании является недостаточной. Исходя из этого, целью статьи является разработка предложений по подготовке таких специалистов, которые бы максимально учитывали нормативные и организационные возможности современного российского образования. Результатом исследования является ряд предложений, которые обеспечивают модель подготовки данных специалистов. Представленная модель может быть реально использована в образовательном процессе каждой школы, не создавая нормативных противоречий. Значимость полученных результатов исследования подтверждена их активным использованием в системе повышения квалификации педагогов и практике деятельности школ Томской области. Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, специалист по выстраиванию образовательных траекторий, смыслы цифрового образования, понятия цифровой образовательной платформы | 1180 | |||||
404 | Проведен аналитический обзор документов, регулирующих образовательные отношения. Обосновано применение образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Аргументирована необходимость духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях информатизации жизни общества. Показано использование ресурса актуальных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников, развития критического мышления через чтение и письмо, обучения в сотрудничестве) в воспитательном процессе, направленном на формирование нравственного поведения обучающихся. Ключевые слова: младший школьник, формирование нравственного поведения, информатизация, духовно-нравственное развитие личности, образовательные технологии, самостоятельность | 1178 | |||||
405 | Задача повышения результативности и качества соревновательных выступлений в арт-фехтовании актуализировала технические и артистические компоненты подготовки спортсменов. Изучение артистической компоненты содержания их разносторонней подготовки выявило необходимость обучения бойцов основам сценической речи, так как без данного навыка невозможно реализовать на сцене многие классические батальные сюжеты. Доказательством важности сценической речи стал и тот факт, что ею обязательно владеют члены ведущих российских коллективов арт-фехтования. В результате обзора номеров чемпионата России по арт-фехтованию 2015 г. было установлено, что живая речь имеет явное преимущество над фонограммой даже в рамках спортивного соревнования. Следовательно, по мере развития спорта отказ от записи голосов станет неизбежным, а все спортсмены непременно будут учиться говорить. Кроме того, обнаружилось, что интонирование реплик и паузы позволяет четко проявить мотивы и намерения героев, что проиллюстрировано на примере работы со сценической речью в номере «Альтернативная сцена». Ключевые слова: театральная педагогика, спортивная педагогика, сценическая речь, артистическое фехтование, арт-фехтование, фехтование, античность, спорт | 1178 | |||||
406 | Рассматриваются некоторые аспекты инновационной подготовки конкурентоспособного учителя. На основе анализа и обобщения дефиниций «конкурентоспособность», «конкурентоспособный специалист» определены структура и компоненты конкурентоспособности, систематизированы основные принципы формирования конкурентоспособной личности. Представлены результаты диагностики магистрантов и педагогов с целью выявления их восприимчивости к новшествам, мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств и барьеров, препятствующих освоению инноваций. Описана программа подготовки конкурентоспособного учителя. Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, инновационная деятельность | 1177 | |||||
407 | Представлены предварительные результаты эксперимента «Медиация учебной ситуации средствами визуальной культуры». Указывается на то, что с помощью искусственного торможения поведенческих автоматизмов, сформированных учебным процессом, возможно осуществить деконструкцию пресуппозиций участников образовательной коммуникации. Представлен анализ стенограммы занятия, которое было проведено со студентами Томского госуниверситета. Исследование микроуровня образовательного взаимодействия позволило выявить условия и факторы изменения коммуникативных стратегий участников эксперимента. Ключевые слова: иконический поворот, визуальный стимул, визуальное в сфере образования, феноменологические исследования в области образования, образовательные коммуникации | 1177 | |||||
408 | Исследуются потребности и отношение студентов физико-математического факультета Томского государственного педагогического университета к дополнительным образовательным практикам, взаимосвязь личностных интересов студентов с такими практиками, отношение студентов к наставничеству в их учебно-профессиональной деятельности. Приведены результаты анкетирования выборки выпускников рассматриваемого факультета, окончивших бакалавриат и магистратуру. В контексте обозначенных вопросов исследуются степень и характер предоставления вузом для студентов возможностей осваивать на практике педагогическую деятельность различного рода, взаимодействовать с наставниками, в том числе информированность студентов о таких возможностях, реализация их студентами, взаимодействие студентов с профессиональным сообществом и наставниками. Рассматривается соотношение личностных интересов и ценностей студентов с полученным ими образованием, а также исследуются вопросы личного влияния студентов на собственную траекторию учебно-профессионального развития. Выявлен достаточно высокий уровень личностной заинтересованности студентов в дополнительных образовательных практиках и установлении контактов с профессиональными сообществами. При этом удовлетворенность студентов такими практиками, реализованными в период обучения в педагогическом вузе, также достаточно высока, что связано с характером организации образовательного процесса на исследуемом факультете, ориентированным на практическую деятельность, наставничество и интеграцию с профессиональными сообществами. Ключевые слова: наставничество, профессиональные действия, дополнительные образовательные практики, личностная значимость, профессиональные сообщества, обмен опытом | 1177 | |||||
409 | Ставится проблема развития познавательной деятельности школьников и активного ее применения. Развитие данного вида деятельности требует специальных методов и определенной организации уроков, что в настоящее время недостаточно разработано. На примере конкретной разработки урока физики показано, что вовлечение школьников в решение проблем на уроке и применение комплекса методов и приемов, позволяющих их решить, активизируют мыслительную деятельность и когнитивные способности. Анализируется, как можно организовать эвристическую беседу при проведении проблемных уроков и какие типы вопросов использовать в рамках беседы. Приведены конкретные количественные данные о развитии познавательного интереса учащихся 7-го и 8-го классов: уровень участия в эвристической беседе, усложнение характера вопросов, готовность к рефлексии и саморазвитию. Ключевые слова: познавательная деятельность, способы активизации обучения, проблемный урок, эвристическая беседа, оценка активизации познавательной деятельности | 1177 | |||||
410 | Ставится проблема обучения интерпретации иноязычной информации текста студентами неязыковых специальностей в условиях письменного общения. Эта проблема актуализирована потребностью общества в профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистах, способных понимать и перерабатывать иноязычную информацию. Представлены результаты исследования по обучению письменной интерпретации оригинального иноязычного текста студентов первого курса Энергетического института Томского политехнического университета. Разработаны новые приемы обучения письменной интерпретации и доказана их эффективность экспериментальным путем. Данные исследования подтвердили, что поставленная цель достигнута. Ключевые слова: письменная интерпретация, чтение, оригинальный иноязычный текст, текстовая информация | 1176 | |||||
411 | Представлен проект разработанной авторской цифровой образовательной платформы, имеющей конкретное назначение – обеспечение проектирования и реализации образовательных траекторий школьников. Модель платформы включает интеграцию ресурсов образовательного контента платформы, объединяющей региональные ресурсы; области архитектуры платформы – навигация, рабочая зона, пространство возможностей; цифровой профиль компетенций школьника – как ключевой элемент платформы; технологии проектирования и выстраивания образовательных траекторий школьников. Систематизированы представления о цифровой платформе, обоснованы подходы и основные принципы использования возможностей цифровой платформы, а также представлены варианты эффективной реализации новых образовательных технологий онлайн-образования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы администрациями, учителями, специалистами общеобразовательных организаций для эффективного выстраивания индивидуальных образовательных траекторий школьников при максимальном учете возможностей региональной социально-образовательной среды, а также потребностей экономической среды и регионального рынка труда. Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, технология проектирования, образовательная траектория, адаптация школьников, профориентация, онлайн-образование | 1175 | |||||
412 | Рассматривается процесс организации внеурочной деятельности по информатике посредством электронных образовательных ресурсов и определяются педагогические условия (методическое, содержательное, материально-техническое и личностное), соблюдение которых стимулирует развитие познавательной активности. На примере разработанных занятий описана и продемонстрирована технология организации внеурочной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов, проанализированы факторы, обусловливающие влияние данных средств обучения на активизацию познавательной деятельности. Резюмируется, что соблюдение обозначенных педагогических условий является обязательным фактором эффективного развития познавательной активности школьников на основе применения электронных образовательных ресурсов во внеклассной деятельности. Ключевые слова: внеурочная деятельность, педагогические условия, развитие познавательной активности, электронные образовательные ресурсы, изучение информатики | 1174 | |||||
413 | В рамках очередной Зимней школы преподавателей, организованной издательством «Юрайт» в конце января 2020 г. и проходившей в режиме вебинаров, были обсуждены основные тренды высшего образования. Вниманию участников было представлено более тридцати докладов по самым актуальным темам: непрерывность обучения, Soft skills, творческое мышление в решении задач (тренд – универсальные навыки и компетенции в четвертой индустриальной революции); ликвидация цифрового неравенства, тотальная цифровая грамотность, цифровая трансформация сознания педагогов-преподавателей (тренд – цифровая образовательная среда); новые педагогические роли (тьюторство, педагогический дизайн и др.), переход на проектное обучение с фокусом на междисциплинарность, трансформация учебного пространства, изменение роли библиотек (тренд – массовое персонализированное обучение (студентоцентрированность)); качественно новые цифровые учебно-методические комплексы, источники контента: открытые ресурсы, электронные библиотечные системы, массовые образовательные онлай-нкурсы, образовательные платформы, цифровизация образовательного наследия (тренд – цифровые учебно-методические комплексы); адаптивное обучение и оценивание, портфолио достижений, трансформация целей и методов тестирования (тренд – оценивание образовательных достижений); голосовые помощники и чат-боты, адаптивный подбор учебных материалов, AR, MR, VR и панорамное видео, игровые компьютерные практики (тренд – искусственный интеллект и VR-технологии в образовании); прокторинг, защита данных (тренд – информационная безопасность); педагогические исследования с использованием Big Date, психометрика и цифровые следы, рейтинги цифровой информации как новая реальность (тренд – исследования и аналитика данных). В рамках данного обзора остановимся на отдельных трендах, темах и докладах. Ключевые слова: тренд, образование, универсальные компетенции, навыки, цифровая образовательная среда, массовое персонализированное обучение, цифровые учебно-методические комплексы, цифровая экосистема, тьюторство | 1174 | |||||
414 | Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования – проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты. Ключевые слова: речь, развитие речи школьника, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность | 1172 | |||||
415 | Отражен исследовательский поиск эффективных условий развития профессиональных компетенций руководителей учреждений, организаций и предприятий, рассмотрен один из возможных подходов в раскрытии понятия «сопровождение» как метода. Дан краткий анализ некоторых форм педагогического сопровождения развития профессиональных компетенций руководителей. Предпринята попытка обратить внимание на необходимость дальнейшего исследования условий повышения эффективности процесса непрерывного образования управленцев. Ключевые слова: непрерывное образование, развитие профессиональных компетенций, условия индивидуализации, тьюторство, наставничество, менторство, баддинг, коучинг, педагогическое консультирование, образовательный консалтинг | 1171 | |||||
416 | Формирование у обучающихся мышления, ориентированного на будущую профессиональную деятельность, является важной задачей системы высшего профессионального образования. Последние 10 лет в педагогическом дискурсе актуализировался термин «вычислительное мышление». Оно рассматривается как особая организация когнитивных процессов, позволяющая субъекту познавательной деятельности анализировать и разрешать проблемные ситуации с ориентацией на формулировку проблем таким образом, чтобы их решения могли быть представлены в виде последовательности шагов или алгоритмов, осуществляемых с помощью компьютера. Вычислительное мышление претендует на статус нового когнитивного навыка человека информационного общества XXI в. В соответствии с такой концепцией для студентов, обучающихся в университетах по программам IT-направлений, хорошо развитое вычислительное мышление может явиться залогом будущей успешной карьеры. Рассматриваются потенциальные возможности и организация практики решения учебных физических задач в контексте формирования вычислительного мышления студентов IT-направлений университета. Проведен анализ организации процесса решения задач, ориентированного на развитие основных составляющих вычислительного мышления, таких как абстрагирование, декомпозиция, алгоритмизация и обобщение. Ключевые слова: студенты IT-направлений, вычислительное мышление, решение физических задач | 1170 | |||||
417 | Анализируется принцип организации инклюзивного образования, который состоит в том, чтобы разнообразие потребностей учащихся с ограниченными возможностями физического и психического здоровья соответствовало образовательной среде. Дано обоснование принципа необходимости особой подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики и психологической готовности профессионально и компетентно решать проблемы детей с различными образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. При реализации идей профессиональной и личностной идентичности педагога представлены следующие критерии: поскольку в феноменологической традиции личность предстает как уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность, а идентичность выражает самореферентность человека в логике целостной детерминации личности, исследование представлено в позиции персонологического подхода. Ключевые слова: личностная идентичность, инклюзия, дополнительное образование, готовность педагога, особые образовательные потребности | 1168 | |||||
418 | Рассматривается вопрос осуществления преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность понимается как взаимодействие между разными ступенями образования, обеспечивающее развитие детей, обогащение знаний и опыта, основанное на учете специфики возраста, применении соответствующих, эффективных для каждой ситуации средств, методов, форм педагогической деятельности, направленных на плавное поэтапное становление учебной деятельности ребенка и переход его от одного образовательного уровня к другому. Анализ стандартов дошкольного и начального общего образования с позиции реализации преемственных связей дал возможность выявить сходства в целях, теоретико-методологической основе (системно-деятельностный подход), в структуре, позволяющей определить согласованность содержания и способов его реализации на обоих уровнях. Важным механизмом преемственности является поиск сквозных, т. е. есть актуальных для разных уровней образования технологий и методов. Этому требованию отвечает проектная деятельность дошкольника и младшего школьника, которая представлена как интегративная деятельность. Последняя включает игровую, исследовательскую, творческую деятельность и особые образовательные результаты в каждой возрастной группе. Ключевые слова: преемственность дошкольного и начального образования, проектная деятельность детей дошкольного возраста, проектная деятельность младших школьников | 1168 | |||||
419 | Представлены разработка и анализ диагностики вокально-хоровых навыков мальчиков-кадетов в хоре Тюменского президентского кадетского училища. На основе рассмотрения понятий «навык», «вокальные навыки», «хоровые навыки» выводится рабочая версия понятия «вокально-хоровые навыки» кадет. Описываются некоторые психологические и физиологические особенности вокально-хоровой работы с мальчиками-хористами. С учетом специфики профессиональной направленности кадет определяются первообразующие компоненты вокально-хоровых навыков, подлежащие развитию: в первую очередь чистая интонация, без которой невозможен унисон, а значит, и хоровой строй; владение различными типами дыхания и четкая дикция, которые необходимы кадетам и при выработке командного голоса. Описывается диагностический инструментарий: показатели, диагностические задания, уровни развития вокально-хоровых навыков; приводится анализ качественной и количественной характеристики развития вокально-хоровых навыков кадет на начальном и итоговом этапах диагностики. Определяются факторы повышения уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков Тюменского президентского кадетского училища. Ключевые слова: кадеты, вокально-хоровые навыки, президентское кадетское училище, диагностика, компоненты вокально-хоровых навыков | 1167 | |||||
420 | Теоретическая и практическая деятельность по диагностике достижений личностных результатов школьников оказывает существенное влияние на профессиональное становление будущих педагогов. Достаточно широко изученная проблема профессионального становления педагогов, включение в учебный процесс активных методов обучения не исключают определенных трудностей, которые испытывают студенты на практике. Организация практических занятий со студентами после производственной практики позволяет выявить эти затруднения и частично их ликвидировать. Одним из таких затруднений является диагностика личностных результатов обучающихся. Формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза способствует знакомство с многообразием личностных результатов учащихся общего образования, со способами диагностики, представленными разными авторами, и использованием различных диагностических методик. Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональные затруднения, личностные результаты обучающихся, декомпозиция личностных результатов, диагностика достижений личностных результатов школьников | 1166 | |||||
421 | Целью статьи является описание общих контуров онтологии образования в эпоху нового кочевничества, исходя из особенностей этого социокультурного явления и онтологии самого сетевого цифрового общества. Представлены факторы, обусловившие появление, развитие и глобализацию нового кочевничества; сущностные характеристики новых кочевников; а также их основные типы: цифровые (или электронные) кочевники, знаниевые кочевники и студенческие кочевники. Приведены примеры существующей практики кочевого образования и предложены его перспективы. В общем виде определены основные принципы, методы и форматы кочевого образования, отражающие онтологию сетевого цифрового общества, а также мировоззренческие установки и образ жизни новых кочевников. Ключевые слова: цифровое сетевое общество, новое кочевничество, цифровые кочевники, знаниевые кочевники, студенческие кочевники, онтология кочевого образования | 1166 | |||||
422 | За последние 10 лет в России произошли социально-экономические, политические трансформации, обуславливающие изменения, связанные с отношением общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователи указывают на недостатки социальной адаптации детей этой категории, связанные как со спецификой нравственного развития общества, так и личностным развитием их родителей. Исследование потребности родителей в самоактуализации осуществлялось посредством самоактуализационного теста Э. Шострома, методики Е. Е. Рукавишниковой. Изучение личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья проводили с помощью теста-опросника А. Я. Варга и В. В. Столина, методики «Лесенка» (В. Г. Щур) и др. Доказано влияние личностного развития родителей на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические подходы к проблеме личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Сделан вывод, что эффективность социальной адаптации этой категории детей определяется культурным и ценностным отношением родителей. Полученные результаты могут быть применены специалистами для организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития родителей детей с ограниченными возможностями развития в условиях образовательных учреждений. Ключевые слова: личностное развитие, потребность в самоактуализации, рефлексивность, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация | 1165 | |||||
423 | Увеличение числа детей с общим недоразвитием речи и повышение современных требований ФГОС к эффективности обучения грамоте позволяют актуализировать проблему подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложен комплексный подход к процессу формирования функционального базиса чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи, который основан на использовании полисенсорного подхода. Ключевые слова: функциональный базис чтения, полисенсорный подход, общее недоразвитие речи, нейропсихологическое обследование, логопедическое обследование | 1164 | |||||
424 | Рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий в МБОУ СОШ № 49 г. Томска (школа совместной деятельности). Данные особенности представлены системой обучения учащихся действиям по совместному проектированию своего образования. Формирование действий по образовательному проектированию от начальной до старшей школы отражено в виде комплекса карт, позволяющих проследить структуру и динамику учебного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО обучение образовательному проектированию рассмотрено в логике личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Ключевые слова: совместная деятельность, образовательное проектирование, универсальные учебные действия, картирование | 1163 | |||||
425 | Рассматриваются вопросы реализации наставничества в области предшкольного образования в процессе подготовки студентов – будущих педагогов. Обращается внимание на наставничество как особую форму работы со студентами, опирающуюся на личностно ориентированный и индивидуальный подходы по отношению как к студенту, так и к преподавателю-наставнику. Указана необходимость умения наставника выполнять различные роли: консультанта, тьютора, коучера, от которых может зависеть успешность вхождения в профессиональную деятельность молодых специалистов. Обращается внимание на то, что проведение консультаций с будущими специалистами должно регламентироваться правилами профессиональной этики, глубокого осознания личностно ориентированного подхода к каждому студенту. Приведены примеры проведения консультаций аналитического, научно-методического, организационно-управленческого характера, задающих направленность на формирование новых профессиональных умений у студентов. Описан опыт использования персональных специальных шкал компетенций, на которых каждый молодой специалист в зависимости от своих потребностей и возможностей отмечает, что он знает, что умеет и что не знает, что не умеет. Дана характеристика ролевых функциональных назначений наставника-тьютора и наставника-коучера, проявляющихся в организации процесса поддержки и сопровождения. Ключевые слова: предшкольное образование, наставничество, педагог-консультант, тьютор, наставник-коучер | 1161 | |||||
426 | Рассматривается вопрос формирования набора дисциплин, направленных на формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего педагога, соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога. Представлен опыт преподавания соответствующих дисциплин по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) в Томском государственном педагогическом университете. Дана характеристика дисциплин «Основы математической обработки информации», «Информационно-коммуникационные технологии». Приведено рекомендуемое тематическое содержание дисциплин, формы работы. Описана взаимосвязь содержания дисциплин с функциями педагога, которые он выполняет, работая в информационном образовательном пространстве. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, профессиональный стандарт педагога, информационное пространство | 1161 | |||||
427 | Рассматривается методический потенциал использования визуальных материалов в процессе изучения истории студентами вуза на основе авторского опыта преподавания истории Средних веков. Предлагается типология визуальных материалов, в рамках которой выявляются особенности привлечения различных типов визуальных материалов в свете целей и результатов их использования. Характеризуются плюсы привлечения визуальных материалов, а также ставится вопрос о необходимости методического обоснования его объема в рамках конкретного занятия. Обосновывается особая роль визуальных материалов в работе со студентами исторических факультетов педагогических вузов. Ключевые слова: методика преподавания истории, визуальные материалы, история Средних веков | 1161 | |||||
428 | Определены одни из основных изменений и проблем, произошедших в современном российском обществе. Представлены результаты исследований, в которых отражены показатели, характеризующие изменения и проблемы нашего населения. Дано представление о возможностях спорта как средства, целенаправленно формирующего нравственные ценности и личностные качества занимающихся, тем самым влияя на благосостояние общества в целом. Выделены основные проблемы воспитательного процесса в спорте и необходимость их решения. Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, духовно-нравственные ценности, личностные качества, спорт | 1160 | |||||
429 | Рассматриваются составляющие волевой активности студентов, занимающихся экстремальным видом деятельности – спортивным туризмом: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость. Проводится сопоставление этих качеств с аналогичными показателями в группе студентов, занимающихся игровыми видами спорта, – волейболом и баскетболом. Показано, что экстремальная спортивная деятельность создает условия для более интенсивного формирования волевой активности личности спортсменов и ее компонентов – инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости. Ключевые слова: экстремальная деятельность, спортивный туризм, студенты, волевая активность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость | 1158 | |||||
430 | Представлено исследование становления связной речи детей дошкольного возраста с нормой и нарушениями речевого развития. Проанализированы концепции ведущих отечественных ученых относительно изучения особенностей речевого развития у детей с общим недоразвитием речи. В рамках данной проблемы актуальным является рассмотрение вопросов формирования навыков самостоятельного построения рассказа у старших дошкольников с нормой и нарушениями речевого развития. Это связано с тем, что овладение рассказыванием представляет собой качественный переход на абсолютно новый уровень речемыслительной деятельности, что имеет значение в общем психическом развитии ребенка. Обосновывается мысль о том, что дошкольный возраст является благоприятным для интенсивного развития монологической речи, связного высказывания. Дошкольники в полной мере усваивают навыки владения семантическим, синтаксическим и морфологическим строем родного языка. Рассматриваются и обобщаются особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приводятся эмпирические данные относительно ошибок в освоении детьми дошкольного возраста навыков самостоятельного построения рассказа. Достоверность результатов обоснована сравнительным анализом особенностей формирования построения рассказа детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. С помощью сравнительного анализа выявляются словарные, грамматические, синтаксические затруднения детей дошкольного возраста в построении связного высказывания. Обосновывается необходимость разработки рекомендаций по коррекции особенностей самостоятельного составления рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: речевое развитие, самостоятельное рассказывание, психическое развитие ребенка дошкольного возраста, мышление, речь, воображение, память, речевые нарушения | 1158 | |||||
431 | Рассматривается вопрос организации дополнительных форм работы с учащимися-мигрантами, создания специальных педагогических условий с целью приобретения нового образовательного опыта за счет реализации собственных образовательных потребностей и проявления субъектной позиции студента. Проводится сравнение понятий «адаптация» и «образовательное сопровождение» применительно к студентам – учебным мигрантам. Доказано, что именно образовательное сопровождение способствует погружению студента в новую образовательную среду и получению нового личностного опыта. В качестве примера формы образовательного сопровождения приводятся образовательные встречи со студентами-мигрантами. Ключевые слова: образовательное сопровождение, субъектная позиция, учащийся-мигрант, образовательные ресурсы учащихся | 1157 | |||||
432 | Рассматривается понятие этнокультуры как средства приобщения к духовной культуре своего народа, источника вдохновения для творчества современных художников, дизайнеров. Актуальность введения основ этнокультуры в содержание образования обусловлена эффективностью образовательного и воспитательного воздействия этнотематики. В процессе уточнения понятия «этнокультурная компетентность» выделены три уровня: аксиологический, деятельностный, творческий. Представлены задания экспериментальной программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности, которые выполняются в два этапа. Задачами первого этапа освоения программы являются повышение уровня этнокультурной осведомленности студентов, деятельностное погружение в этнокультурную среду, закрепление на практике знаний и навыков по основам композиции с использованием этнокультурной тематики, на основе этнокультурных образцов. Задачи второго этапа реализации программы – творческая интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника, дизайнера, выполняющего авторскую, творческую работу на основе этностиля. Эти задачи решаются в процессе разработки и выполнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры. Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, кулайская культура, этнодизайн, фирменный стиль | 1157 | |||||
433 | Представлен анализ процесса профессионализации и институционализации социальной работы во Вьетнаме, а также описываются исторические и современные тенденции развития национальной образовательной системы в контексте становления новой профессии – «социальная работа». Дана характеристика основных тенденций, отличающих развитие профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме. Интеграция Вьетнама в образовательное пространство Азии обусловила активизацию международного сотрудничества отечественных высших учебных заведений с зарубежными в вопросах осуществления различных по содержанию видов образовательной деятельности, один из которых – подготовка социальных работников. Важным направлением эффективного сотрудничества является компаративистское изучение этого опыта, его направленности на обогащение педагогической теории инновационными идеями и концепциями, выявление возможностей творческого использования конструктивных идей зарубежного опыта в образовании Вьетнама. В последние годы во Вьетнаме усилилось внимание к исследованию различных аспектов модернизации образования. Положительным явлением становится обучение многих лекторов и молодых ученых за рубежом. Заслуживает одобрения и то, что часть из них проходит подготовку в сфере социальной работы. Описаны основные содержательные характеристики профессиональной подготовки по социальной работе во Вьетнаме, которая рассматривалась как сложное социально-историческое явление, системный педагогический процесс, обладающий диалектикой становления и развития в общественной жизни и образовательной деятельности, собственные образовательно-теоретические и практические концепты, общественно-мотивационная и педагогическая обусловленность, а также соответствующая структура: цель, задачи, содержание, технология реализации, оценка качества, общие социально-педагогические механизмы эффективного функционирования. Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки во вьетнамских вузах, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Ключевые слова: социальная работа, профессионализация, профессионализация социальной работы, профессиональная подготовка, тенденции развития профессиональной подготовки | 1157 | |||||
434 | Развитие воспитания одна из приоритетных задач, которая способствует формированию личностных качеств, общенациональному идеалу, приоритетам и ценностям. Древнегреческие философы и мыслители считали, что воспитание является важным аспектом образования молодежи, так как через воспитание формируется у молодежи целомудрие и милосердие. В современных философских теориях значение воспитания как процесса также велико. Одни считают, что у молодежи необходимо воспитывать любовь к ближнему человеку, доброту и гуманизм. Другие делают акцент на воспитание рационального мышления, выработку внутренней нравственности. Русские мыслители считали, что воспитательный процесс влияет на развитие индивидуальности молодежи, саморазвитие и самовоспитание. Современные исследователи уделяют особое внимание воспитательному процессу в вузе, так как он способствует развитию внутреннего потенциала личности студента, развитию его духовных и нравственных качеств. Таким образом, воспитание будущего поколения необходимо осуществлять через развитие ценностных ориентаций, стимулирование сотрудничества и взаимопомощи и активность самих студентов. Ключевые слова: воспитание, студент, обучение в вузе, воспитательная деятельность вуза | 1155 | |||||
435 | Формирование информационного общества как следствие становления цифровой экономики обусловило модернизацию системы образования, развитие ее формальной, неформальной и информальной составляющих. В данных условиях актуальными становятся вопросы, связанные с механизмами проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся в условиях образовательных кластеров. Инструментами для достижения данных целей в Томской области являются специа лизированная платформа для выстраивания образовательных траекторий (региональный проект «Территория интеллекта»), а также программа дополнительного образования «ПрофПроекториум» как одна из точек входа детей в сферу современных технологий через проектирование индивидуальных образовательных треков. Программа предназначена для погружения детей в такие профессиональные направления, как «Креативная экономика», «Киберэкономика», «Новый технологический сектор», «Научно-производственная сфера», «Экологическая сфера», знакомства с перспективными профессиями настоящего и ближайшего будущего и повышения осознанности в выборе пути развития собственных компетенций с помощью специализированной образовательной платформы. Разработанная методика определяет подходы к выбору способа построения образовательных траекторий в системе дополнительного образования детей, алгоритмы действий по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, подходы к разработке содержания образовательных траекторий и созданию примерных образовательных треков на основе существующих образовательных программ в системе дополнительного образования Томской области. Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, цифровая образовательная платформа, региональный проект «Территория интеллекта», программа дополнительного образования «ПрофПроекториум» | 1155 | |||||
436 | Рассматривается вопрос организации проектной деятельности в начальной школе как личностно ориентированной технологии, объединяющей в себе различные подходы, методы, методики. Даны характеристики основных сложностей, возникающих в процессе организации проектной деятельности, которые заключаются в неумении младших школьников, в связи с психолого-физиологическими особенностями развития, действовать самостоятельно и стремлении учителей давать прямые инструкции, подавлять и сдерживать инициативу обучающихся. Наиболее существенным фактором в процессе организации проектной деятельности с младшими школьниками является использование творческого, личностно ориентированного подхода, так как реализация каждого проекта предполагает наличие сотрудничества обучающегося и учителя, их сотворчества и совместного исследовательского поиска. Выделены и охарактеризованы основные проектные умения, сформированность которых свидетельствует о возможности успешной организации проектной деятельности с младшими школьниками. Приведены результаты исследования по выявлению уровня сформированности проектных умений у второклассников (поисковые умения, коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, организационно-практические проектные умения). Экспериментальное исследование проводилось в условиях учебного процесса при подготовке к организации проектной деятельности и выполнении различных диагностических заданий. Ключевые слова: исследовательский проект, проектная деятельность, проектная задача, проектные умения, сотрудничество, исследовательский поиск, младший школьник | 1155 | |||||
437 | Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления в вузе. Обосновывается необходимость создания условий для становления данного качества в учебном процессе. Одним из таких условий становится проектирование различных форм и методов совместной работы обучающихся. Наиболее эффективной формой совместной образовательной деятельности студентов выступает организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист», в основе которой создание студентами собственных проектов газет. В результате совместной деятельности в ходе игры будущие педагоги развивают умения самоорганизовывать образовательные действия, понимать их смысл; приобретают навыки совместной работы с другими; начинают проявлять инициативу и субъектную позицию. Полученные опытным путем данные подтверждают эффективность применения организационно-деятельностной игры для становления образовательной самостоятельности. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, организационно-деятельностная игра, совместная деятельность, самоорганизация, высшее образование | 1153 | |||||
438 | Дистанционное обучение становится одной из основных технологий при работе с магистрантами. Рассмотрены ключевые особенности использования виртуальной обу чающей среды Moodle в обучении магистрантов. Обосновывается выбор технологии, приводятся рекомендации по использованию различных элементов курса в Moodle. Проводится анализ особенностей работы с магистрантами в условиях интенсификации обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов с учебным материалом. Ключевые слова: магистрант, комбинированное обучение, Moodle, интерактивные формы обучения | 1152 | |||||
439 | Рассматриваются актуальные проблемы мультифакторного воздействия патогенных факторов на психическое здоровье семьи, обусловливающих психическую травматизацию личности. Поднимается проблема психического здоровья личности и семьи как основы общества и социального развития отдельного индивида, отмечается мультифакторный характер патологического, разрушительного воздействия на семью. Всестороннее исследование данного вопроса в достаточной мере соответствует настоятельным потребностям широкой аудитории клиницистов, психологов, педагогов, психотерапевтов. Оценка психогенного фактора, лежащего в основе большинства психопатологических расстройств личностного и невротического регистра, приобретает чрезвычайную актуальность для психологии. Указана взаимосвязь психического здоровья населения со структурой и содержанием микросоциальной среды, коей и является семья. Социальные и этнические стандарты определяют механизмы личностного реагирования и способствуют превенции психической дезадаптации, которая опосредованно отображает уровень индивидуального, семейного и общественного благосостояния. Делается вывод о том, что психическому здоровью человека, личности и семьи в целом наносится ущерб в результате сложных социальных процессов нашего времени: прессинга экономической неустроенности, нарастания межнациональных конфликтов, искажения межчеловеческих отношений. Ключевые слова: семья, психическое здоровье, социум, кризис | 1152 | |||||
440 | До сих пор образование школьников не решило ряд проблем, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом. Одной из таких проблем является неумение многих современных молодых людей работать с информацией. С целью решить эту проблему стандартом предусмотрено обучение школьников смысловому чтению (СЧ) и работе с текстом. Для того чтобы ученики научились самостоятельно учиться и организовывать свою жизнь, необходимо умение пользоваться информацией, которое развивается через СЧ. В настоящее время этому обучают на предметах гуманитарного цикла, в основном на литературе. Не все учителя представляют смысл СЧ, важность развития действия СЧ. Многим не хватает приемов, чтобы вызвать мотивацию для его успешного освоения. Авторами анализируется понятие «смысловое чтение». Предлагается организовать проблемную познавательную деятельность при подготовке к СЧ учащихся начальной школы через умение задавать вопросы, затем использовать это умение в проблемной организации деятельности с учащимися основной школы при обучении работе с текстом, подробно – структурированию текста, а далее применять в старшей школе при использовании рефлексивного чтения. Представленные способы организации работы с учащимися по постепенному освоению СЧ дают успешные результаты. Ключевые слова: умение самостоятельно учиться, способность работать с информацией, понятие «смысловое чтение», способы развития действия, проблемная познавательная деятельность | 1151 | |||||
441 | Данное исследование проведено с целью изучить основные педагогические условия в организации интерактивного обучения в системе высшего профессионального образования. В настоящее время интерактивное обучение широко используется на всех уровнях образования: в колледжах, в университетах, на курсах и семинарах, поэтому важно выделить педагогические условия его организации. Использование интерактивных форм, методов, подходов и новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку позитивно влияет на формирование у студентов предметных и метапредметных знаний и навыков, в том числе на развитие профессиональной иноязычной компетенции. Ключевые слова: педагогические условия, обучение иностранному (английскому) языку, интерактивное обучение | 1150 | |||||
442 | Рассматривается теоретический обзор проблемы педагогического сопровождения студентов. Разные авторы представляют педагогическое сопровождение студентов в вузе как явление включенного наблюдения, консультирования, непосредственного участия, сотрудничества, саморазвития, умения студента решать свои учебные проблемы, партнерского взаимодействия, формирования профессиональной компетентности у студентов. Также кратко описаны модели педагогического сопровождения студентов вуза. Педагогическое сопровождение – это необходимое условие профессионального и личностного становления студентов. Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, адаптация, студент-первокурсник | 1150 | |||||
443 | Анализируется опыт Томского государственного педагогического университета по проведению экскурсий на религиоведческую тематику. Обосновывается необходимость экскурсий в культовые сооржения различных конфессий в рамках религиоведческих дисциплин, представляется опыт презентации религий через подобные мероприятия. Рассматриваются специфика аудитории экскурсии, особенности реакции на религиозную культуру, характер полученных знаний, их влияние на формирование профессионального педагога. На основе опыта проведения экскурсий анализируются изменения в восприятии религиозной культуры, которые происходят у слушателей. Ключевые слова: экскурсия, религия, феноменологический подход, религиозная конфессия, религиозная культура, религиоведческие дисциплины, преподавание в высшем учебном заведении | 1150 | |||||
444 | Современные вызовы воспитанию актуализируют поиск таких приемов и форм работы с подростками, которые бы стимулировали проявление их гражданской позиции и опыта участия в социально значимой деятельности. Такой социально привлекательной для подростков формой организации воспитательной деятельности является вожатская. Развитие и поддержка участия подростков в вожатской деятельности осуществляется в рамках проблемно-стратегического подхода, включающего в себя: выявление ключевых проблем, с которыми сталкиваются подростки-вожатые; определение педагогических стратегий, способствующих решению выделенных проблем и наполнению их педагогическим содержанием. Подробно представлен опыт реализации пяти стратегий развития вожатской деятельности школьников, таких как помощь, поддержка, объединение, созидание и осовременивание. Ключевые слова: вожатская деятельность подростков, проблемно-стратегический подход, стратегия, тактика | 1147 | |||||
445 | Приведены основные результаты научных исследований в рамках программы DAAD «Научные стажировки для преподавателей и ученых» в Институте метеорологии и климатических исследований Технологического института Карлсруэ (Германия). Исследования были посвящены анализу причин неоднородного пространственного распределения грозовой активности над территорией Центральной Европы за период 2001–2014 гг. Получены выводы о влиянии на пространственную неоднородность грозовой активности не только характеристик состояния атмосферы, включая благоприятные синоптические условия, но и влияние подстилающей поверхности, в частности различных типов ландшафта (город, лес, поле, озеро и др.). Полученные результаты могут быть использованы для косвенной оценки пространственного распределения характеристик грозовой активности над территориями, не оснащенными системами местоопределения молний. Дополнительно изучен опыт подготовки бакалавров и магистров по направлению «Метеорология» в Институте метеорологии и климатических исследований Технологического института Карлсруэ. Ключевые слова: Технологический институт Карлсруэ, научная стажировка, метеорология, климатические исследования, грозовая активность, ландшафт | 1147 | |||||
446 | В условиях четвертой промышленной революции, информационного общества и цифровизации экономики все более возрастает значимость комплексной подготовки мотивированного абитуриента, способного не только к успешному прохождению вступительных испытаний, но и готового к обучению в условиях образовательного процесса современного технического университета. Различные способы формирования готовности будущих студентов к обучению в технических вузах демонстрируют новые организационные структуры – предуниверситарии, деятельность которых направлена на профориентацию и реализацию образовательных программ довузовской подготовки (профильные инженерно-технические классы, подготовительные курсы и т. д.). В статье обосновываются особенности предуниверситариев, механизмы их создания и функционирования. Предуниверситарий в современных условиях выступает как система отбора, сопровождения и подготовки мотивированных обучающихся для поступления в университет, широко использующую не только предметную подготовку, но и развивающую научно-исследовательскую работу школьников, создающую условия для погружения учащихся в культуру, образовательное и творческое пространство вуза в период школьного обучения; важной особенностью данных моделей является тесное взаимодействие образовательных организаций общего и высшего образования, широкого привлечения партнеров и работодателей к данной работе. Обоснованы отдельные характеристики деятельности предуниверситариев и аналогичных инновационных образовательных структур по работе с абитуриентами на базе вузов, в том числе в рамках следующих направлений: организация сетевых моделей профильного обучения старшеклассников при сохранении традиционных форм довузовской подготовки; реализация процесса психологической, интеллектуальной, культурной подготовки будущего студента к обучению в вузе через различные формы участия в системной образовательной и воспитательной работе предуниверситариев; обеспечение предпрофильной подготовки обучающихся (в том числе и ранней) и др. Систематизированы различные модели предуниверситариев современных высших учебных заведений, выявлены и описаны ключевые аспекты деятельности данных структур. Ключевые слова: предуниверситарий, профессиональная ориентация, довузовская подготовка, процесс набора в университет, работа с абитуриентами | 1147 | |||||
447 | Анализируется процесс формирования у бакалавров педагогического образования готовности к взаимодействию с семьей воспитанника. На основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, автор обозначает актуальность проблемы готовности будущих педагогов к взаимодействию с семьей. Автор полагает, что готовность бакалавра-педагога к указанному взаимодействию, сотрудничеству с воспитанниками, коллегами и другими лицами в будущей профессиональной деятельности, является социально значимым показателем педагогической компетентности и профессионализма. Следовательно, проблема формирования готовности бакалавров-педагогов к взаимодействию с семьей становится очевидной. Ключевые слова: педагогические условия, бакалавр-педагог, профессиональная готовность, взаимодействие с семьей, Семьеведение | 1145 | |||||
448 | Раскрываются особенности общественно-политических взглядов К. П. Победоносцева, оказавших существенное влияние на его педагогическую деятельность. В центре внимания – представления Победоносцева о том, какой должна быть начальная народная школа в России. Показан его вклад в создание церковно-приходских школ, за четверть века обучивших грамоте несколько миллионов крестьянских детей. Подчеркивается значение православной веры в мировоззрении Победоносцева. Остаются актуальными размышления К. П. Победоносцева о высоком призвании учителя, его критика узкопрофессионального подхода к преподаванию, мысли об основополагающей роли нравственного воспитания учащихся в образовательной деятельности школы. Ключевые слова: консерватизм, православие, церковно-приходская школа, земская школа, воспитание, семья, учитель, всеобщее обучение, религиозно-нравственное воспитание, народная школа | 1145 | |||||
449 | В процессе становления информационного общества все большее значение приобретает проблема воспитания нравственной личности. Происходящая цивилизационная ломка способствовала изменению ценностных ориентаций молодежи, что сказалось и на развитии ведущих идей профессиональной этики. Профессиональная деятельность формирует у человека не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности, а также отношение к различным сторонам своей трудовой активности. В связи с этим профессиональная этика является одним из важнейших аспектов любой профессиональной деятельности, выступая регулятором взаимодействия людей в профессиональной сфере. В качестве норм, выступающих эталонными, принимаются те образцы поведения, которые сложились по мере развития содержания и способов осуществления конкретной профессиональной деятельности в процессах взаимодействия людей. На основе историко-педагогического анализа в исследовании доказывается наличие проблемы, требующей изучения профессиональной этики как формы проявления нравственности или морали. Описываются ведущие функции педагогической этики: регулятивная, обеспечивающая согласование элементов сферы нравственности педагога; формирующе-воспитательная, направленная на развитие каких-либо ценностей личности; познавательная, связанная с отражением в индивидуальном сознании педагогических ценностей; предлагается анализ ведущих понятий педагогической этики как относительно самостоятельного раздела аксиологического знания. Анализ литературы показал, что категориями профессиональной педагогической этики, наиболее важными для понимания сути и содержания моральных требований к личности педагога, являются категории «педагогическая справедливость», «педагогический долг», «педагогический такт», «педагогический авторитет». Ключевые слова: профессионально-этические качества, специалист, педагог, мораль, нравственность | 1145 | |||||
450 | Рассматривается опыт физико-математического факультета ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по разработке примерных основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в контексте требований ФГОС ВО 3++. Представлены примерные основные образовательные программы, особенности их проектирования и реализации. Программы имеют модульную структуру. Описаны дидактические особенности модулей. Основной акцент сделан на особенности конструирования методического и предметно-содержательного модуля по профилям. Материалы статьи могут быть использованы при разработке основных образовательных программ по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по стандартам ФГОС ВО 3++. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», примерная основная образовательная программа, профессиональный стандарт | 1144 |